Потеря родительского авторитета

Для начала немного цифр.

По  данным  исследования Фонда  Развития Интернет, проведенного в марте 2009 года, были получены следующие данные.

На вопрос «какой источник информации для тебя самый главный?» все школьники, участвовавшие в исследовании, на первом месте поставили родителей. Интернет прочно занимает второе место как приоритетный источник  информации. Учителя у восьмиклассников и девятиклассников стоят  только  на третьем месте, т. е. Интернет уже стал авторитетнее учителя.  На четвертом  месте у этой группы школьников  — друзья и одноклассники.

У старшеклассников Интернет поделил второе место вместе с учителями, друзьями  и одноклассниками.

Фонд  Развития Интернета отмечает,  что здесь  господствует жесткая конкуренция и если не научиться  эффективно использовать возможности Интернета в процессе обучения,  становится достаточно очевидно, кто в итоге победит.

Исследовался также  так называемый «цифровой разрыв» — разница в компетенции пользования Интернетом между родителями и детьми. Выявились следующие факты:

 менее половины родителей осведомлены   о  рисках,  с  которыми сталкивается ребенок.  Каждый  третий  родитель  знает,  что дети видят изображения сексуального характера в Интернете, потому что видят их сами. В то же время они почти не имеют представления о том, что дети становятся жертвами агрессивного поведения или могут быть агрессорами сами. Хотя самих детей в наибольшей степени волнует именно то, что представляет собой коммуникационные риски. Также родители очень мало знают о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в Интернете;

готовность ребенка увидеть и принять помощь. Треть детей отмечает, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку.

При этом, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факультета психологии  МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google, российские подростки обгоняют  родителей по частоте  использования Интернета. Ежедневно пользуются Интернетом 89% подростков и 53% родителей подростков. Причем 17% всех опрошенных  родителей отметили, что не пользуются Интернетом вообще.

Что мы видим в этих цифрах?  Как источник  авторитетной информации Интернет уже  обошел  учителя.  И готовится вытеснить  с первого места родителей. Давайте  вдумаемся,  что это значит.  Получается, родитель  теряет  авторитет у ребенка,  конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет  возможность воспитывать своего ребенка.  Пока,  к счастью, авторитет родителя по- прежнему  является самым значимым  для ребенка,  именно  родительское  слово  наиболее  весомо.  Но уже  сегодня  Интернет играет  очень значительную роль в воспитании  ребенка.  То есть модели поведения, нормы, образ  мыслей, картина  мира — все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком  в сети.

Чтобы  понять  фундаментальную новизну  ситуации,  давайте  подумаем, что в сущности  представляет собой  Интернет?  Интернет вполне можно  назвать  виртуальным  миром. Конечно,  этот  виртуальный  мир тесно связан  с реальностью — в Интернете зарабатывают вполне реальные  деньги,  с его помощью  заказывают вполне реальные  продукты,  обсуждают вполне  реальные  новости  и  попадаются на  крючок вполне реальным мошенникам.  Точно такое  же реальное воздействие на  ребенка  оказывает Интернет. Но,  по  своей  сущности,  Интернет действительно виртуальный  мир. Здесь  тоже  есть компании  «плохих парней»,  например, пропаганда экстремистских идей, нехорошие  форумы, группы в социальных сетях. Здесь тоже  есть наркодилеры, при помощи Интернета вполне можно  купить  спайсы. Хотя отметим,  что этому эффективно противодействуют. В огромном количестве есть нехорошие  фильмы  и клипы, музыка  опасных  жанров и т. д. Подробно об этом речь пойдет в следующих главах.

Здесь  мы хотим  обратить внимание  на следующий  феномен.  Любой нормальный родитель  следит за тем, кто влияет на его ребенка.  Не общается  ли ребенок  с нехорошими  компаниями?  Не  угрожает ли ребенку  обман  со стороны  мошенников?  Хорошие  ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы?

Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит. Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером,  зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром». Родители,  не понимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают  посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка.

То,  что школа  проигрывает состязание с Интернетом в авторитетности, — очень тревожный факт.  Традиционно школа  играла  огромную роль  в воспитании  личности,  формировании картины  мира,  приучала к нормам поведения в обществе. Теперь ее влияние значительно ослабло.

Если тенденция  продолжится, если не поменять порядок вещей, то совсем скоро  подрастающая личность  будет формироваться уже  в первую очередь Интернетом и лишь во вторую — родительским воспитанием. Ни о каких доверительных отношениях между родителями и детьми в таком случае речи уже идти не будет. Родители,  по сути, превратятся в опекунов. И это будет совсем другая,  очень зловещая реальность.

Еще по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *