«Ботаны» и «мажоры»: современный взгляд на «классовое» деление в школе

Еще 10-20 лет назад «ботаны» и «мажоры» были в любой уважающей себя школе, и никому не нужно было объяснять, почему одни недолюбливают других. Существует ли такое противопоставление сегодня? Актуально ли «классовое» деление в современной школе, модно ли быть «самым умным» и что со всем этим делать учителю? Отвечают ученики 10-11 классов, комментируют педагог и психолог.

И десять, и двадцать лет назад все знали, кто такие «ботаники»; термин «мажор»  распространился позже, начиная с 90-х, но понятие «богатенький сынок/дочка» знакомо всем еще из классики. Любопытно, что формально между этими двумя группами нет прямого противопоставления: «ботан»  —  это про отношение к учебе, а «мажор»  —  про материальное положение. Но на практике мажор всегда был тем, кто относится к учебе пренебрежительно, ведь у него есть другие способы достичь успеха в жизни (в отличие от ботана). Быть «самым умным», в свою очередь, часто означало «иметь проблемы».  Изменилась ли эта ситуация сейчас? 

Общее представление о том, кто такие «ботаны» и «мажоры», есть у всех современных школьников. Любой из них без труда даст знакомое каждому определение:   

Соловьёв Данила, 11 класс школы № 44, Саратов

«Мажоры»  — это те кто, считают себя выше других только из-за того, что у них больше денег; ведут себя высокомерно, а порой лицемерно. «Ботаны» чересчур заняты учебой, их видно только на уроке, когда они задают очередной вопрос учителю. Середняки ничем не примечательны, не особо сильны в учебе и не ставят себя выше других. Ведут себя как самые обычные люди». 

При этом любопытно, что большинство учеников, опрошенных для этой статьи, прекрасно зная о делении на «ботанов» и «мажоров», говорят, что лично с ним не сталкиваются.    

Гончарова Кристина, 10 класс, школа № 34,  Новороссийск 

«Сейчас нет таких понятий. Это больше из книжек и американских сериалов. Есть ребята, которые думают, что у них больше денег, чем у других, и считают себя лучше других. Их недолюбливают, они ведут себя более уверенно, будто всем им должны. Но это все иллюзия».

Ковалев Данила, 11 класс, школа № 55, Саратов

«Мне кажется такое деление уже надумано. Это больше из кино. В жизни все размыто между группами. Скорее, есть деление на гопников, рокеров и тех, кто не там и не там».

Полина Юрьева, 10 класс, гимназия № 31, Саратов

«Внутри групп может быть конкуренция. А вообще в наше время люди реже делятся на эти категории, сейчас все равны. И уже скорее ботан может бить наглого мажора».

Методист и преподаватель  Ольга Голенкова говорит, что в своей практике также редко сталкивается с делением на «ботанов» и «мажоров». Единичные случаи бывают, но о настоящем классовом делении говорить не приходится. 

«Вообще классовое  деление старшеклассников  — это результат потребности  быть причастными к какой-то группе. Подростки сбиваются в стаи по самым разным признакам. Уровень дохода, кто как выглядит, как одет,  — это самое простой признак, по которому можно объединяться с одноклассниками. Но в своей работе я не встречаю четкого разделения у учеников: „ты  — ботан, ты  — мажор“. Все более расплывчато и носит, скорее, единичный характер или связано с личной историей ученика».

Неверно было бы сказать, что противопоставление «ботанов» и «мажоров» ушло в прошлое. Однако школьники и учителя часто не считают его значимым из-за того, что «классовая» принадлежность не определяет круг общения подростка.  

Андрей Илларионов, 10 класс, гимназия № 5, Москва

«Я не встречал такого, чтобы мажоры не общались со середняками или завышали себя. В основном все общаются между собой». 

Виктория Воронкова, 10 класс, школа № 55, Саратов

«Да, мы можем знать в классе о таком делении, но при этом все ведут себя, как обычно, так как от финансового положения или тем более от знаний нравственные качества человека не меняются». 

Ковалев Данила, 11 класс, школа № 55, Саратов

«Общение всегда складывается по интересам. То есть, возможно такое, что одному мажору или ботану будет неинтересно с себе подобным. Понятно, что ботаны могут обсуждать учебу, а мажоры дорогие вещи, но обычно границы между этими людьми размыты и общаются они, с кем хотят и о чем хотят, вне зависимости от статуса человека».

А еще свой «класс», как ни странно, довольно легко сменить. 

Гончарова Кристина, 10 класс, школа № 34, Новороссийск 

«Ну если, скажем, ботан в мажоры хочет, просто поддерживать их темы разговора, покупаешь дорогой телефон  — и они тебя принимают. Все эти группы сильно смешаны и они не по принципу богатства, а, скорее, кому и с кем приятно общаться».

Психолог Ольга Гордеева отмечает, что сегодня объединения «ботанов» с «мажорами»  —  не редкость.  «Мажор» может стать «ботаном», а «середняк»  — потянуться  как к «мажору», так и к «ботану». У каждого из них есть свои ресурсы для объединения и эффективного взаимодействия.

Как вести себя педагогу, если «классовое деление» стало проблемой 

В ситуациях, когда «классовое деление» перестает быть чем-то условным и по-настоящему обостряет отношения между подростками, психолог Ольга Гордеева советует учителю помнить о нескольких правилах. 

  • Не забывать, что у учителя есть множество ролевых позиций: в разных ситуациях он выступает информатором, другом, советчиком или диктатором. Личное отношение к проблеме должно отойти на второй план: гораздо важнее выбрать подходящую ролевую позицию.
  • Сохранять беспристрастность и дать высказаться —  вне зависимости от того, какая ролевая позиция выбрана. В любом конфликте необходимо выслушать все стороны непредвзято, без обозначения позиции «нравится-не нравится». Подростки ждут, чтобы взрослые понимали их мысли и чувства. Иногда им просто нужно дать выговориться.
     
  • В контакте с детьми исключать такие крайности, как восхваление или, наоборот, игнорирование тех или иных групп. При этом очень полезно показать школьникам, какие ресурсы, возможности, сильные стороны есть у каждой из групп; чем они могут быть полезны друг другу и как все это можно объединить во что-то, полезное для всех.
     
  • Развивать свободу и самостоятельность, предоставлять инициативу. Есть отличная игра «ТЫ — ЭТО Я». Десять минут ученики «побудут» друг другом, а, может, даже учителем: ведут себя соответственно, говорят, жестикулируют. При этом другая сторона играет противоположную роль или просто наблюдает. Это развивает эмпатию, и ученики узнают много нового. Выводы делают сами. Поведение после такой игры часто меняется само собой.
     
  • При любых конфликтах учитывать, социальную составляющую и семейное окружение ребёнка. Не всегда только педагог и ученик могут разрешить ситуацию. И если учитель видит, что не в состоянии самостоятельно помочь старшекласснику, нужно привлечь детского психолога. Иногда это самое верное и своевременное решение.

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.