Слишком застенчивый ребенок

Добрый день! Дочери 7 лет, она всегда была стеснительным ребенком. Со сверстниками у нас проблем не было, играла с детьми, общалась. Со старшими даже здороваться отказывалась. Говорит, стесняюсь и всё. Жили в деревне, сада не было. Год назад переехали в город, ребенок пошёл в сад. Начались проблемы, отказывалась разговаривать с воспитателями, первое время не общалась с одногруппниками. Через некоторое время сдружилась с ребятами, стала понемногу с воспитателем заниматься, но опять же говорим с ней очень тихо, голова вниз. Воспитатель не всегда может понять, что она ей говорит. Стихи рассказывать, отвечать на вопросы мы тоже стесняемся, при этом танцевать при большом количестве людей мы не стесняемся, с удовольствием готовят танцы на все праздники. В сад опять же ходим с удовольствием, расстраивается, если приходится остаться дома. Подскажите, пожалуйста, что нам делать со стеснительностью и застенчивостью? В сентябре идём в первый класс, что будем делать не знаю. Оля

Ответ специалиста

Ольга, здравствуйте.

Наша психика всегда выбирает самый эффективный способ. Это заложено эволюцией. И тогда что такое стеснительность и почему она эффективна?

Само явление стеснительности и застенчивости – это социально приемлемая форма страха. Иными словами – за стеснительностью прячется недоверие к миру. А чувство безопасности формируется матерью в первый год жизни ребенка. И тогда нужно понимать, как зародилась эта стеснительность. Возможно, ребенка оставляли «прокричаться», может быть, не было достаточного тактильного контакта или был стресс (например, большая разлука с мамой в первые 3 года). Понимая то, как сформировалось недоверие, мы можем работать с этим состоянием. Лучше это делать специалисту очно. /

Также, важно отследить, какие установки транслируются ребенку. Прошу ознакомиться с «родительскими посланиями». Их может быть всего 12. В Сети довольно много информации на этот счет. Если узнаете себя, есть повод для работы над собой.

В ваших силах сегодня – проявить уважение к чувствам ребенка и компенсировать то, что уже в прошлом. Чаще давайте ребенку опору и поддержку, давайте больше любви и тактильных ощущений. Говорите дочери, что верите в нее, что вы рядом, что ошибки – это нормально. Обратите внимание на то, как наказываете ребенка. Не должно быть физического наказания, манипуляций на основе чувства вины («я думала, ты хорошая девочка»), стыда («и что люди подумают?»), строго нельзя «воспитывать» страхом потери контакта с вами («я тебя здесь оставлю», «мне такая дочь не нужна, поменяю на другую») и т.д. Чаще говорите, как надо и реже то, как не надо. Используйте технику контейнирования эмоций. Зеркальте девочке ее состояния и чувства. Принимайте ее в разный состояниях и делайте акцент на том, что это нормально. Обратите внимание и на то, как строятся отношения ребенка с отцом и ваши с ним отношения. «Старший» в мире социума — это часто проекция отношений с отцом. Возможно, ребенок боится его наказания или очень боится его расстроить. Тема глубокая и лучше ее разбирать очно.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *