Скромняга

Здравствуйте. Моей дочке скоро 4 будет, а она панически боится общаться с детьми во дворе. Держится за мою руку или просит ее покачать на качелях, когда никого рядом нет. В садике еще ничего. У нее есть там подружка, но она очень дружелюбная, со всеми играет, а моя сидит чаще всего одна и играет с куклой. Подскажите, пожалуйста, как можно помочь ребёнку?

Ответ специалиста

Добрый день. Застенчивость и стеснительность ребенка — это его способ сказать родителям и всему миру, что он очень нуждается в безопасности и не чувствует себя защищенным.

А когда человек находится в этом состоянии, разве остаются силы на то, чтобы стать открытым и общительным? У него просто нет этого ресурса.

Существуют распространенные ошибки мам, которые лишь укрепляют стеснительность ребенка. Эти ошибки осложняют состояние ребенка и усугубляют это психологическое ощущение опасности.

Чтобы исправить уже имеющиеся промахи, начните действовать с позиции наоборот по всем 4 пунктам ошибок:

1. Вместо принудительного вовлечения в общую игру с толпой маме лучше помочь ребенку начать осваивать короткие знакомства сначала с одним ребенком, затем чуть-чуть расширять круг детей, с кем чаще всего видится и учиться приветствовать тех, с кем познакомился раньше.

Смотри, вот девочка копает песок, подойдем к ней, присядем с лопаточкой и скажем: «Привет! Я Катя! Как тебя зовут?» «Я — Маша». В следующий день можно подойти к ней и поприветствовать: «Маша, привет», присесть рядом и вместе делать «куличики».

А там и постепенно завяжется простая игра бок о бок. Ребенку важно почувствовать ситуацию и естественность в общении. Тогда ему будет легче действовать самостоятельно.

2. Вместо деструктивных жалоб всем, кто попадается в собеседники, маме лучше вслух (как бы невзначай при ребенке) отмечать то, чему он уже успел научиться: «Марина, представляешь, вчера моя Катя подошла к соседской Маше и познакомилась с ней. А сегодня они вместе играли в мяч и катались на горках. Я очень рада, что моя доченька такая общительная!».

Ребенок, слыша похвалу в свой адрес, воодушевляется и непременно захочет повторить свой успех. Стеснительности будет значительно меньше.

3. Вместо язвительных ярлыков, когда нечего сказать, просто говорите о своем ребенке, что он очень внимательный и серьезный. Превращайте его особенности общения в плюсы. 

Зная, как о ней тепло отзываются её родители, как они учитывают её возможности и поддерживают усилия, ребенок сохранит свою самооценку на нужном уровне и не будет страдать от груза вредных ярлыков.

4. Вместо того, чтобы сравнивать своего ребенка с более общительными детьми, сравните его с самим собой в прошлом.

«Да, совсем недавно ты держалась за мою руку и не хотела идти знакомиться с другими, но вчера, помнишь, как у тебя получилось подойти к Маше и познакомиться с ней? А сегодня вы просто здорово играли в мяч и катались с горки. Я рада за тебя, доченька! У тебя все лучше и лучше, получается, общаться и играть. Ты — моя умничка!»

Здесь отсутствует болезненный укол самолюбию и самооценке. Ребенок знает, что мама не считает его хуже других, кто более общителен по сравнению с ним. И его эмоциональное состояние становится стабильным.

Если вы исключили эти ошибки и действовали правильно, но ребенок продолжает избегать сверстников и не отходит от вас ни на шаг, скорее всего, тут есть нечто другое, что мешает общению. И это важно выяснить.

Вашему ребенку расти и расти, его круг общения неизбежно будет расширяться. И от того, насколько он почувствует себя способным контактировать среди своих сверстников и взрослых, в том числе, зависит его дальнейшая жизнь в будущем. В школе, в ВУЗе, на работе и т.п.

Поэтому, если есть:

  • детские страхи (а их много, и они касаются не только общения),
  • проблемы в физическом или психическом развитии (ребенок значительно отстает или имеет небольшую задержку),
  • трудности в речевом развитии (не говорит или говорит нечетко, запаздывает в накоплении пассивного и активного словаря, не может строить связные предложения, рассказывать и т.д.)

— все это в совокупности может влиять на способность коммуникации.

Рекомендую проконсультироваться с детским психологом, который поможет подобрать оптимальный путь коррекции и или направить к другим специалистам узкого профиля соответственно выявленным проблемам или нарушениям. И чем раньше вы начнете корректировать ситуацию, тем легче будет помочь ребенку свободно общаться с окружающим миром.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *