Ребёнок должен…?

Здравствуйте. Меня как маму трехлетнего ребёнка интересует вопрос, например, должна ли дочь уметь самостоятельно убирать свою постель, самостоятельно кушать, одеваться, не капризничать в очереди, не обижать братика, делиться игрушками и т.д.

Ответ специалиста

Здравствуйте. Существует простая аналогия: посадив семечко, мы дожидаемся появления ростков, не тянем за первые листики «потому что они должны быть такими». А поливаем, удобряем почву, создаем достаточно тепла и освещения, что необходимо для роста.

А растение будет именно таким, каким оно генетически заложено. Плюс благоприятные факторы, укрепляющие его.

Точно так же и ребенок. Родившись, он никому не должен, но мы его обеспечиваем всем необходимым для гармоничного физического и психического развития. Вовремя прививаем нужные знания, умения и навыки (ЗУН), необходимые для жизни в том самом социуме.

Учим быть самим собой в творческом потоке, а не оправдывать чьи-то ожидания.

И только потом уже ставим необходимые ограничители, которые меняются по мере роста и развития ребенка.

Например, есть утверждение — ребенок в год должен уже ходить. Но в реальности это умение может проявиться как в 9 месяцев, так и после года. Все зависит от физического состояния ребенка и его готовности сделать первый шаг.

Т.е., что касается физического и психического развития — здесь важно знать вариативные нормы и отслеживать динамику, чтобы исключить возможные проблемы.

Или утверждение — ребенок не должен капризничать. В реальности опять же все очень индивидуально. Кто-то с рождения был очень спокойным флегматиком, а кто-то — ярким холериком. Соответственно, частота и сила капризов разная.

И предъявлять рамки, типа «ты должен сидеть спокойно» прежде учета особенностей темперамента и свойств личности, по меньшей мере, чревато ненужными конфликтами.

Мудрые родители знают, что прежде чем что-то требовать от ребенка, нужно просчитать его реальные возможности и создать для выполнения требования нужную обстановку.

Тогда просьба будет выполнена охотно и с удовольствием.

Или мама мечтает, чтобы старший ребенок всегда помогал ей с младшим. Здесь часто проскакивают реплики: «Не шуми, не кричи, малыш плачет» (подтекст «ты должен сидеть тихо»), «Ты должен делиться игрушками», «Ты старшая — возьми младшего с собой погулять». И т.д. В них мамой и папой ребенку прививается мысль, что он «всем должен».

Уже потом в зрелом возрасте такие старшие «должники» нередко категорически не хотят иметь свою семью и детей.

Здесь проблема начинается с неправильно расставленных границ в семье и приоритетов.

Ребенок не должен. Ребенок либо может, либо не может в силу своих особенностей, возраста/развития, наличия или отсутствия ЗУН (знаний, умений и навыков).

Еще важный момент, как формируются родительские стили в воспитании, которые тоже влияют на послушание и дисциплину.

Если посмотреть на семью, в которой растет конкретный ребенок, мы увидим, что в каждой семье складываются индивидуальные особенности отношений между взрослыми и детьми.

Эти отношения могут быть нескольких стилей:

  • авторитарный (взрослый — непререкаемый авторитет несмотря ни на что, непогрешимый и т.д.),
  • либеральный (взрослый не имеет своего внутреннего четкого стержня, «куда ветер подует, туда и он устремляется», зависим от поведения и капризов детей, непоследовательный и пренебрегающий здравыми основами воспитания). По разным источникам здесь также выделяют попустительный стиль (смысл тот же).
  • демократический (взрослый остается главным авторитетом, он сотрудничает с ребенком, обучает его и ведет за собой, прислушивается к потребностям ребенка и учит его быть чутким к потребностям других).

Соответственно в каждом из трех вариантов стилей воспитания формируется разное отношение к послушанию и дисциплине.

В первом случае послушание и дисциплина жестко внедряются, принудительным образом, по принципу «прав только Взрослый, а Ребенок не может спорить».

Во втором случае и послушание, и дисциплина «хромают», либо их нет.

В третьем — послушание и дисциплина проистекают не из желания подавить волю ребенка, напротив, возникают естественным образом, как благодарный отклик Ребенка на мудрое воспитание Родителя.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *