Здравствуйте, хочу разобраться. Моей дочке 1 г. 9 месяцев, пару недель назад начала кусаться на детской площадке в ответ на попытки других детей поиграть с ее куколками и машинками. Сейчас с ней никто играть не хочет: другие мамы уводят своих детей, как только мы приходим в песочницу. Так она и играет одна в окружении своих игрушек.
Я в растерянности. Почему она так себя ведет, если можно поделиться игрушками? Как мне отучить своего ребенка кусаться и в то же время не вырастить жадину?
P.S. Дома так себя не ведет. С кузиной (4 г.) играет без проблем.
Ответ специалиста
Здравствуйте. Сначала давайте посмотрим на ситуацию глазами ребёнка:
Неподготовленный ребенок пришел со своими любимыми игрушками в песочницу. Как дома, он спокойно разложил их вокруг себя. Он еще не умеет играть с другими детьми в силу своего возраста (такие малыши обычно играют бок о бок) и не знает, что означает — поделиться с другими, дать на время.
Он так же не знает, что другой, наигравшись, вернет игрушку обратно. Это мама уверена, а у него нет такой убежденности и опыта возврата игрушки. Более того, он даже не понимает значения слова «жадина», поскольку его никто так не называл, и не было подобных ситуаций дома.
И вот подходят незнакомые дети, один берет одну игрушку, другой — другую. Когда кто-то сидит рядом и играет, ребенок спокоен. Он вспоминает, что так было, когда к нему приходила в гости кузина. Т.е. прошлый опыт был безопасен. Игрушки рядом, ребенок тут же, все хорошо.
Вдруг кто-то, схватив игрушку, отбегает в сторону и исчезает с поля зрения малыша. Нет того ребенка, нет любимой игрушки. Внутри растет растерянность и страх потери (не столько игрушки, а части себя).
Если мы помним, что у ребенка восприятие игрушки сливается с восприятием себя самого, они — его часть, легко понять, почему он вдруг начинает сильно расстраиваться.
Здесь перед мамой возникают две трудные задачи:
1. Объяснить плачущему малышу, что тот мальчик (девочка) немного поиграет и игрушка вернется (попытка научить не быть жадиной).
В данной ситуации с расстроенным ребенком это может и не получиться, так как ему покажется, что мама не на его стороне, отсюда появляется желание самому пресечь неприятную ситуацию. Но как? Самое действенное на его взгляд — кричать или кусаться (способ самозащиты).
2. Уговорить другого ребенка вернуть игрушку, предложив обмен или организовав совместную игру, смотря по ситуации.
Чтобы успешно разруливать подобные проблемы, важно заранее готовить ребенка к этому, причем не в ситуации сильного стресса и тревоги (для малышей стресс и страх — плохие учителя, побуждающие только к двум реакциям: бей или беги), а в привычной обстановке с детьми, которые ребенку хорошо знакомы.
Для начала в общении с той же кузиной можно тренировать навык совместной игры и научить делиться игрушками, искать альтернативу и обмениваться, если оба ребенка одновременно хотят играть с ней. Когда такие моменты отработаны и малыш чувствует себя уверенно, можно постепенно вводить его в круг общения с несколькими сверстниками.
Выходя на детскую площадку, брать с собой самые простые игрушки, с которыми можно спокойно делиться, а любимые — оставлять дома.
На прогулке наблюдать за развитием игры и при необходимости подсказывать крохе, если он не знает, как реагировать на то или иное действие партнера по играм.
В результате, когда приобретается успешный опыт, на который можно опереться в незнакомой обстановке (это очень важно) и формируется навык взаимодействия с другими детьми, пусть и с маминой помощью, малыш чувствует себя намного уверенней.
Он находит радость в том, чтобы делиться и играть вместе (становится открытым, щедрым и дружелюбным), вслед за этим исчезает потребность действовать силой (кусать).