Здравствуйте, хочу разобраться. Моей дочке 1 г. 9 месяцев, пару недель назад начала кусаться на детской площадке в ответ на попытки других детей поиграть с ее куколками и машинками. Сейчас с ней никто играть не хочет: другие мамы уводят своих детей, как только мы приходим в песочницу. Так она и играет одна в окружении своих игрушек.
Я в растерянности. Почему она так себя ведет, если можно поделиться игрушками? Как мне отучить своего ребенка кусаться и в то же время не вырастить жадину?
P.S. Дома так себя не ведет. С кузиной (4 г.) играет без проблем.
Ответ специалиста
Здравствуйте. Сначала давайте посмотрим на ситуацию глазами ребёнка:
Неподготовленный ребенок пришел со своими любимыми игрушками в песочницу. Как дома, он спокойно разложил их вокруг себя. Он еще не умеет играть с другими детьми в силу своего возраста (такие малыши обычно играют бок о бок) и не знает, что означает — поделиться с другими, дать на время.
Он так же не знает, что другой, наигравшись, вернет игрушку обратно. Это мама уверена, а у него нет такой убежденности и опыта возврата игрушки. Более того, он даже не понимает значения слова «жадина», поскольку его никто так не называл, и не было подобных ситуаций дома.
И вот подходят незнакомые дети, один берет одну игрушку, другой — другую. Когда кто-то сидит рядом и играет, ребенок спокоен. Он вспоминает, что так было, когда к нему приходила в гости кузина. Т.е. прошлый опыт был безопасен. Игрушки рядом, ребенок тут же, все хорошо.
Вдруг кто-то, схватив игрушку, отбегает в сторону и исчезает с поля зрения малыша. Нет того ребенка, нет любимой игрушки. Внутри растет растерянность и страх потери (не столько игрушки, а части себя).
Если мы помним, что у ребенка восприятие игрушки сливается с восприятием себя самого, они — его часть, легко понять, почему он вдруг начинает сильно расстраиваться.
Здесь перед мамой возникают две трудные задачи:
1. Объяснить плачущему малышу, что тот мальчик (девочка) немного поиграет и игрушка вернется (попытка научить не быть жадиной).
В данной ситуации с расстроенным ребенком это может и не получиться, так как ему покажется, что мама не на его стороне, отсюда появляется желание самому пресечь неприятную ситуацию. Но как? Самое действенное на его взгляд — кричать или кусаться (способ самозащиты).
2. Уговорить другого ребенка вернуть игрушку, предложив обмен или организовав совместную игру, смотря по ситуации.
Чтобы успешно разруливать подобные проблемы, важно заранее готовить ребенка к этому, причем не в ситуации сильного стресса и тревоги (для малышей стресс и страх — плохие учителя, побуждающие только к двум реакциям: бей или беги), а в привычной обстановке с детьми, которые ребенку хорошо знакомы.
Для начала в общении с той же кузиной можно тренировать навык совместной игры и научить делиться игрушками, искать альтернативу и обмениваться, если оба ребенка одновременно хотят играть с ней. Когда такие моменты отработаны и малыш чувствует себя уверенно, можно постепенно вводить его в круг общения с несколькими сверстниками.
Выходя на детскую площадку, брать с собой самые простые игрушки, с которыми можно спокойно делиться, а любимые — оставлять дома.
На прогулке наблюдать за развитием игры и при необходимости подсказывать крохе, если он не знает, как реагировать на то или иное действие партнера по играм.
В результате, когда приобретается успешный опыт, на который можно опереться в незнакомой обстановке (это очень важно) и формируется навык взаимодействия с другими детьми, пусть и с маминой помощью, малыш чувствует себя намного уверенней.
Он находит радость в том, чтобы делиться и играть вместе (становится открытым, щедрым и дружелюбным), вслед за этим исчезает потребность действовать силой (кусать).
Спасибо большое за ответ.
Спасибо за информацию.
Спасибо за рекомендации.
Спасибо большое за информацию.
Спасибо за информацию.
Спасибо большое за ответ!
Спасибо за информацию.
Никогда не задумывалась, что происходит в голове у малыша. А выход, действительно, можно увидеть исходя из этих знаний. Спасибо.
Спасибо большое за консультацию, все понятно разъяснили.
Спасибо за информацию и рекомендации, обязательно ими воспользуюсь!
Очень благодарна за время, которое Вы мне уделили, спасибо за советы!
Огромное спасибо за консультацию!