Ребенок боится остаться один

Здравствуйте! Моему сыну 6 лет. В последнее время боится остаться один, появились всевозможные страхи. Был на даче неделю и очень стал по мне тосковать, начал проситься домой, хотя раньше, год и два назад с удовольствием находился на даче, скучал, но не в такой степени. Сейчас на даче бабушку всегда контролирует, чтобы она находилась в поле зрения. Не отпускает меня даже вынести мусор, всегда везде меня при случае сопровождает. Хотя, год назад, отпускал меня в магазин и оставался дома один смотреть мультфильмы. Когда готовят, требует, чтобы взрослые находились возле плиты и не отлучались. Как снизить повышенную тревожность сына? Как помочь справиться ребенку со страхами?

Ответ специалиста

Здравствуйте. Страх одиночества в том смысле, в котором его понимают взрослые, у детей практически не встречается. Детский страх одиночества чаще всего связан с предшествующим психотравмирующим опытом ребенка. В других случаях он маскирует другие страхи (темноты, вымышленных персонажей) или неосознаваемое желание ребенка контролировать взрослых и манипулировать ими.

Возможно вам не удастся точно понять причину возникновения страха одиночества, но если вы точно уверены в том, что этому страху предшествовала какая-то психотравмирующая ситуация, то наберитесь терпения. Ваш главный союзник в борьбе по преодолению детских страхов будут забота и внимание, однако, не путайте эти качества с опекой. Забота – это когда вы демонстрируете ребенку стремление быть рядом, но не делаете за ребёнка то, что он сам должен делать, внимание – это когда вы внимательно слушаете ребенка и уточняете то, что вам не ясно или для того, чтобы убедится в том, что вы правильно поняли ребенка. Опека – это стремление загородить ребенка от всего мира, от реальных и мнимых опасностей, желание делать за ребёнка все самой, жалеть ребенка не позволять ему расти и становиться в меру его возможностей и роста самостоятельным. Одним из самых важных и самых эффективных способов проявления «спокойной заботы» является физический контакт. Сажайте ребенка к себе на колени, обнимайте его, гладьте по голове, по спине. Возможно тут помогут различные игры, такие, как бой на подушках.

Обязательно обратите внимание ребенка на его страх одиночества. Может получиться так, что именно разговор с ним о том, что происходит в те моменты, когда он остается один, поможет вам лучше понять причины его страхов. А кроме того, этот разговор, проведенный в конструктивном ключе («Давай мы вместе с тобой победим этот страх!»), сделает ребенка вашим союзником и помощником. Вы сможете определить, в каких конкретно формах поведения проявляется этот страх, использовать метод постепенного изменения поведения, а также «Дневник успехов» — специальная тетрадь, куда ребёнок

записывает свои достижения, например, смог побыть без взрослых 5 мин. – Ура! Это Достижение! Кроме фактов в дневник записываются и эмоции, которые ребенок испытывает в момент преодоления своих страхов и после того, как он понял, что смог какое-то время продержаться Сам.

Кроме того, этот разговор может показать, что страха, который вас беспокоит, на самом деле нет, а есть недостаток информации. Например, часто бывает так, что ребенок не хочет оставаться дома один просто потому, что не знает, как долго это будет продолжаться, чем он может заняться, а за что обязательно будет наказан вами по возвращении домой. Помогите ему сориентироваться в этих вопросах: скажите, куда уходите, почему это так важно, во сколько вы придете. Вместе придумайте, чем ребенок может заниматься в ваше отсутствие. Четко обсудите список запрещенных дел: игры со спичками, открывание двери незнакомым людям и т. д.

Начав с коротеньких, пятиминутных выходов за газетой или выброс мусора, потом десятиминутных выходов в магазин, вы со временем сможете увеличивать интервал своего отсутствия, и ребенок, привыкая к ситуации «один дома» постепенно, не будет чувствовать себя при этом брошенным, покинутым и беззащитным.

Итак, чтобы помочь ребенку избавиться от страха одиночества, нужно:

1. создать психологически комфортные условия для ребенка, которые помогли бы ему чувствовать себя защищенным;

2. найти способ направить работу воображения ребенка в более конструктивное русло;

3. имитировать одиночество в игровых ситуациях;

4. постепенно менять неблагоприятные проявления поведения ребенка, отмечая все достижения в «Дневнике успехов»;

5. помочь ребенку структурировать свою деятельность в те моменты, когда он находится в одиночестве;

6. придерживаться четких воспитательных позиций.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *