Нужно ли заставлять ребёнка заниматься, если он не хочет?

Здравствуйте. У меня дочка, ей 4 года, это мой второй ребёнок. У нас проблема в том, что она совсем не хочет заниматься, по своим наблюдениям я вижу, что у неё плохая память, она не может выучить элементарное стихотворение. Она не заинтересована в чтении книг, когда я ей читаю, не задает вопросы. Когда я ей читаю, начинаю с ней заниматься — через две минуты ложится на пол и скучает, не вникает.

Ответ специалиста

Добрый день. Чтобы понять, как развивается ребёнок, нужно провести диагностику. Это невозможно сделать дистанционно. Это возможно сделать только очно: у невролога и детского психолога (или нейропсихолога).

В 4 года волевые процессы малыша очень слабые. А ведущая деятельность (та, в которой развиваются все психические функции) – это игра. То есть в 4 года ребёнок, который пытается учиться писать или читать (именно пытается, потому что его мозг к этому не готов, у него ещё не сформировалось в достаточной степени зрительно-пространственное восприятие, моторика, слухо-речевая память), будет делать это медленно, с напряжением и плохо. Потому что задача естественной линии развития на этом этапе в другом.

Если в 4 года ребёнок бегает по комнате, играет, бесится, это лучше сказывается на его психике и мышлении. Потому что так он учится управлять телом, ориентироваться в пространстве и т.д.

4-летнему ребёнку развивающие занятия не интересны. И это нормально. Такая ценность появляется годам к 6-7 (и то, если он видит пример взрослых, которых читают книги и чем-то интересуются). Чтобы просидеть на занятиях, нужна произвольная регуляция. Её у него тоже нет. То есть своим вниманием он владеть не может.

Поэтому малыш, которого пытаются развивать, а ему скучно и он сползает под стол в этом возрасте – абсолютная норма.

Если у вас есть желание развивать ребёнка, то лучше делать это через эмоции и игру. Произвольная память в этом возрасте тоже ещё практически не сформирована. Малыш запоминает только то, что вызывает эмоции: интерес, радость, страх, злость. Без эмоций занятия, действительно, будут пустыми и бесполезными.

В детских клубах, которые предлагают развивающие занятия, обычно учитываются такие особенности. Поэтому вы можете увидеть, как маленькие дети, которые вроде как должны что-то учить, почему-то бесятся, прыгают, бегают, кричат, а педагог только управляет этим процессом, но не заставляет никого сидеть. На самом деле, только так в этом возрасте дети могут что-то усвоить. За партой в них ничего не осядет, кроме скуки, отвращения к учёбе и нежелания продолжать.

Плюс, когда мы идём против естественной линии развития, мы оказываем медвежью услугу. Ребёнку приходится включать те зоны мозга, которые ещё не готовы, направлять туда энергию, и из-за этого страдают функции, которые сейчас должны были бы развиваться. Например, речь (и кстати, к 4 годам ребёнок должен говорить много-много простых предложений, но никак не сложноподчинённых, может путать окончания и «заплетаться» в словах), эмоциональный интеллект (один из факторов успешности в современном мире), отношения с другими детьми, полоролевая идентификация.

Именно поэтому важно обратиться к своим представлениям, изучить нормы развития и определиться, что вы сейчас можете требовать от ребёнка, а что нет, потому что ему это физически не под силу. Это всё равно что требовать от взрослого, который не знает нот, играть на фортепьяно – он не сможет, потому что не способен на это, прежде нужно выучить нотную грамоту. Так и с детским развитием: прежде ему нужно набегаться, наобщаться, наиграться, получать от вас максимум тепла и любви, насмотреться на деревья и цветочки, цветные фигурки, нарисоваться, налепиться, и уже только после садиться за парту.

То, что сейчас ваш ребёнок не хочет учиться, вряд ли скажется на его школьных успехах. Проводились исследования: дети, которые умеют хорошо писать и читать до поступления в школу, в процессе обучения не учатся лучше, а вот общение со сверстниками у них складывается даже хуже.

Постарайтесь, пожалуйста, не думать о том, что кто-то будет над ней смеяться, и не всегда слушать тех, кто говорит вам что-то ранящее и обидное. Даже если врачи и психологи найдут какие-то отклонения в развитии вашей девочки, это не значит, что с ней что-то не так. Это не стыдно. И не смешно. Это будет данностью, которую можно корректировать. Сейчас наука в этом достигает больших успехов. И есть множество семей, детки которых, даже с отставанием, достигали хорошего уровня. Главное, если вдруг так сложится, найти хорошего специалиста, которому вы сможете доверять, и следовать его рекомендациям.

В развитии многое зависит от мотивации: делаете ли вы это из любви и заботы, мягко и с пониманием того, что нужно малышке. Или же вы делаете это из страха и осуждения, которые будут негативно сказываться на ваших отношениях с дочкой и вас саму загонят в ловушку невроза.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *