Не любит критику

Добрый день! Моей дочери 10 лет. У нас проблема в восприятии замечаний и советов от посторонних людей, учителей и тренеров. Никто не говорит с ней злобно и не хочет обидеть. Педагоги относятся также, как и к другим детям, но она может злиться на это, обижаться и плакать. Или кто-то поможет ей, а она хотела сама и это ее тоже расстраивает. Скорее всего она считает себя плохой и никчёмной в этот момент. Хотела сама, а ей не дали. Или пытается что-то делать, но не получается и тут у нее большая самокритика и она может уйти в себя или зациклиться на этом. Говорит: «Все плохо, я не смогу, у меня не получится» и будет себя накручивать и чем больше пытаешься переубедить, тем большее она доказывает, что не сможет. В итоге слезы. Есть очень большая неуверенность в себе, страх сделать что-то неправильно или то, что могут осудить. И конечно же, что обо мне подумают, будут смеяться и т д. Пытаюсь разговаривать с ней, что б понять. Как мне помочь ребёнку выработать здоровое отношение к этим вещам и замечаниям?

Ответ специалиста

Добрый день. В этом возрасте дети начинают себя переосмысливать по-другому. Вроде уже не ребёнок, но и не взрослый. Непонятно, какой теперь Я. Усиливается чувствительность к оценкам, замечаниям, критики. Возможно и до этого возраста дочка чувствовала себя в чем-то особенно уязвимой, неуверенной, а сейчас это в разы обострилось…  Важно родителям быть устойчивыми, понимающими. Знайте, что этот кризис проходит.  Мне кажется, стоит говорить не об изменении отношения к замечаниям окружающих, а об изменении отношения к самой себе. Речь о возвращении веры в саму себя. Поспрашивайте девочку, а как она понимает, что другие хотят её обидеть или как-то ей навредить, когда критикуют (на какие сигналы она ориентируется)? А когда предлагают помощь, там, где она хотела справиться сама, о чем это для неё (не дают ей развернуться, считают, на её взгляд, глупой, беспомощной и т.д.) и что подтверждает её гипотезу. Иногда подростки неверно считывают сигналы других людей, потому, например, что у них есть какое-то убеждение, например, если мне делают замечание, значит, я — плохой. А плохим, понятно, ощущать себя никому не хочется, а иногда они верно считывают эмоцию, стоящую за словами. Слова могут быть вполне себе нейтральные, но в тоне столько презрения или злости, что подросток в ответ злится, расстраивается и пугается. В первом случае, важна помощь подростку в саморегуляции, во втором — помощь в урегулировании конфликтов или даже защита подростка. Если Вам сложно это переживать или реакции девочки усиливаются, можно прийти на консультацию к психологу, чтоб лучше понять, что происходит. Я бы посоветовала индивидуальные консультации с психологом, а не групповые занятия, на которых возможны опять же жгучие ощущения стыда, неверие в себя, накручивание себя и самобичевание: я не смогу, у меня не получится….

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *