Настораживает поведение ребёнка: любит взрывать, боится холодильника, ковыряет кожу родителям

Возраст ребёнка: 3.2 года

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Нас беспокоит поведение нашего ребенка. Мальчик, 3.2 года, родился в срок, в полной семье, родители: мама 30 лет, отец 32 года. С рождения плохо спал, часто плакал, спал и спит до сих пор только с родителями. С года стал ходить, в три года разговаривает полными фразами. Но где-то с 2-х лет нас настораживает его поведение: любит строить и ломать, взрывать что-то. Часто говорит, что хочет, чтобы все сгорело, чтобы еду мы всю выкинули, хочет остаться один (но один долго не остается), хочет, чтобы не было мамы/папы. Телевизор смотрит не часто, но иногда на ребенка что-то находит, и просит выключить телевизор, даже из розетки, потом 2 дня не подходит к нему, боится мультфильма Лунтик (хотя он вроде безобидный). В детский сад не пошел, неделю истерик на улице, и мы решили не мучить, т.к. есть возможность сидеть дома, последней каплей стало то, что он стал бояться холодильника на кухне, даже голодает, лишь бы не ходить на кухню. Потом отходит, подбегает и целует холодильник, а потом снова боится. Часто стал обманывать — «Идешь на улицу?» «Конечно, конечно, иду». Идет, потом начинает вырываться и убегает. Так же с другими делами. Одеваться на улицу — мучения. Еще такая особенность — с раннего детства любит ковырять руками родителям и бабушке кожу на внутренней стороне локтя или гладить руки, при этом входя в какое-то состояние — глядит в одну точку, делает губами посасывающие движения. Нам кажется, что есть отрицательный прогресс в его поведении. Или нам только кажется. Большое спасибо, если прочли и сможете дать консультацию.

Михаил


Ответ специалиста

Михаил, здравствуйте!

В вашей ситуации онлайн-консультация не может дать однозначного ответа на вопрос. Я рекомендую обратиться очно к специалисту (клиническому психологу), потому что только полноценная диагностика, вживую, наблюдение за поведением ребёнка и общение с вами способны раскрыть картину и помочь понять происходящее.

Я могу предполагать самые разные причины. Есть ли регресс и нужно ли включать в жизнь ребёнка коррекционные мероприятия – это возможно выяснить только после диагностики. Сразу оговорюсь, что ваш ребёнок идёт на контакт – это очень важно для исключения тяжёлых расстройств. Но на всякий случай я бы рекомендовала провериться. Если причины лежат в плоскости отношений с родителями, специалист даст подходящие именно вам рекомендации по взаимодействию и регулированию поведения ребёнка. Если корни поведения мальчика лежат в его каких-то особенностях, то чем раньше вы замечаете это и начинаете заниматься необходимой коррекцией, тем лучше будет прогноз (социализации в вашем случае).

Из психологических моментов, на которые я бы обратила внимание:

— постарайтесь снижать тревожность ребёнка: организовывать вокруг более или менее предсказуемую среду, предупреждать о своих действиях, рассказывать о происходящих вещах, побольше разговаривать, объяснять причины своего недовольства, указывать на эмоции, которые испытывает ребёнок (называть их, говорить «я вижу, ты злишься, но выкидывать еду нельзя, другой у нас сейчас нет»);

— обратите внимание, есть ли в вашей семье место для агрессии, причём не только детской, но и вашей, родительской;

Здесь я имею в виду не крики и битьё посуды, а можно ли в доме злиться друг на друга, экологично это выражая: «я злюсь/мне это неприятно». Если кто-то в доме привык замалчивать о своей боли и недовольстве, ребёнок такие подавленные эмоции считывает (звучит, может, странно, но дело в мелких жестах, мимике и зеркальных нейронах, которые у детей работают на подстройку к родителям) и начинает пропускать через себя: бить, взрывать, кричать. Это же происходит, если ребёнку дома запрещают агрессировать, злиться на родителей, плохо себя вести. Энергия никуда не девается (злость – очень заряженная эмоция), потому ребёнок ищет другие способы её сбрасывать. Отсюда может появиться и желание, что родителей не было (в этом возрасте ребёнок ещё очень сложно понимает, что это такое, на самом деле), крушить и бить всё вокруг.

Нельзя делать больно другим, но испытывать злость и агрессию – нормально, говорить о них — тоже. Этому ребёнка важно научить.

— разрешите мальчику жить с его особенностями: не смотреть Лунтика, к примеру (возможно, что-то там ваш сын видит страшное для него, мы не знаем, как дети воспринимают те или иные мультфильмы, он имеет полное право бояться того, что для вас пустяк);

— страх холодильника можно обыграть: нарисовать, сделать из рисунка кораблик и пустить по водоёму, смять, разорвать его. Но здесь непонятно, в какой момент возник страх. Быть может, ребёнка испугал звук. И тогда вы можете рассказать сыну, почему холодильник шумит, как он внутри устроен, показать картинки (максимально простым языком, чтобы мальчик всё понял, это снизит тревогу);

— возможно, у ребёнка есть дефицит тактильного контакта. Если ваш сын не против прикосновений, больше обнимайте его, гладьте перед сном (хорошо, если он сворачивается на кровати в позу эмбриона, а вы кладёте одну руку ему на спину, а другу – под стопы).

Вы можете идти в перечисленных мною направлениях и смотреть, будет ли меняться ситуация. Но мои рекомендации не заменят похода к специалисту. Только очная диагностика и беседа могут существенно расширить ваше понимание ситуации.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *