Наказание

Здравствуйте. Я интересуюсь такой темой как наказание для ребёнка, зло это или необходимость. Сейчас многие родители и психологи выступают против них. Скажите, пожалуйста, как лучше, какой позиции придерживаетесь вы?

Ответ специалиста

Добрый день. Я придерживаюсь комплексной позиции в этом вопросе.

Тема наказания очень индивидуальна для каждого случая и ее сложно сделать универсальной, если не учитываем личность ребенка, его возраст, обстоятельства произошедшего и его семью.

Что такое наказание? По сути — это действие, направленное на прекращение нежелательного поведения виновника.

Чтобы в следующий раз он, вспомнив о наказании, смог бы удержаться от повторения и сделать правильные выводы.

Различают два основных вида наказаний: физическое (шлепки, резкое одергивание) и психологическое (неодобрение, возмущение, словесное осуждение, обличение и т.д.).

Также в качестве наказания может быть лишение какой-то привилегии, ограничение тех или иных действий, проживание конкретных последствий своего необдуманного проступка, отсрочка желаемого на определенный период времени и др..

Из этих основных получаются множество вариаций. Но вот что важно знать:

1. Если наказание совершается человеком, который не любит и не уважает ребенка, оно превращается в насилие (физическое или психологическое, неважно, суть одна и та же).

Чаще всего ребенок чувствует боль, страх, унижение. Потом на смену этим чувствам приходят злость, гнев и желание мести. О самом проступке такой ребенок, как правило, забывает и наказание не достигает своей изначальной цели. Проступок не осознается и не возникает желания поступать по-доброму.

2. Если наказание совершается человеком, который любит ребенка, но в самом моменте наказания этот взрослый потерял над собой контроль и сорвался — оно так же не достигает цели.

А ребенок понимает, что взрослый (мама или папа) только что оказался перед ним бессильным и потерял авторитет. Доверие стремится к нулю (меня наказали лишь потому, что я попал под горячую руку). А там, где нет доверия, нет и глубоких отношений. Рождается желание избегать. Нет понимания и стимула меняться к лучшему.

3. Наказание тем более не должно причинять ребенку физические и психические травмы.

В этом случае оно просто превращается в инструмент истязания беззащитного слабого ребенка в руках беспощадного взрослого. Ремень или тяжелая рука, оставляющие надолго красные следы и багровые полосы на теле ребенка, а впоследствии и синяки, просто недопустимы.

Аналогично с постоянным моральным унижением с обидными словами: ты не мой сын или не моя дочь, ты — тупица, с ума сошел, тебя дядя-полицейский заберет и тому подобное.

Все это разрушает связь ребенка с родителями, ставит его в позицию отверженного и недостойного любви. Часто это приводит ко внутреннему озлоблению, саморазрушению личности («я плохой и не могу быть хорошим»), самоистязанию (может проявиться и аутоагрессия, т.е. агрессия, направленная на себя).

В итоге ребенок действительно становится либо запуганным и изворотливым, либо неуправляемым, как бы подтверждая сложившееся о нем мнение родных. Он в глубине души начинает бояться и ненавидеть жестоких родителей.

Что в итоге может получиться после таких наказаний?

Уже по своей сути такое наказание теряет свой смысл, потому что не достигло важнейшей цели — переориентировать ребенка на добрые поступки. Помочь понять свою ошибку и заложить стремление ее исправить. А раз так, то вместо желаемой пользы оно наносит непоправимый вред детской душе.

Таким образом, наказание действенно только тогда, когда оно исходит от любящего и авторитетного родителя, не наносит физический и психологический вред, а провинившийся хорошо понимает, за что его наказывают и считает это справедливым.

Прежде чем переходить к наказанию, важно понимать, какие мотивы и цели стояли за данным проступком ребенка. Бывает и такое, что спокойный «разбор полетов» и откровенная беседа приводят к совсем противоположным выводам, и ребенок оказывается прав.

Также важно учитывать эмоциональное состояние самого родителя в момент наказания.

Если мама или папа переполнены гневом и у них «руки чешутся» — самое лучшее, что можно сделать — взять паузу, чтобы остыть и обдумать ситуацию. Чтобы потом горько не жалеть о своей несдержанности.

В спокойном состоянии в голову приходят лучшие решения.

Есть ситуации, когда нельзя наказывать и ругать (по В. Леви):

  • Когда ребёнок болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не оправился после болезни: в это время его психика особо уязвима, а реакции непредсказуемы.
  • Когда малыш ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  • Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, даже если в этой неудаче виноват он сам). Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль, чтобы восстановилось эмоциональное равновесие.
  • Когда ребёнок не справляется со страхом, невнимательностью, ленью, с подвижностью и любым недостатком, прилагая  искренние старания. Когда проявляет неспособность, неловкость, глупость, неопытность. То есть во всех тех случаях, когда у ребенка что-то не получается.

Это в целом, если посмотреть на наказание, как на инструмент воспитания.

И чем более развиты теплые отношения между родителями и детьми, тем реже и реже взрослые прибегают к этому средству.

Обычно, одно только огорчение мамы или папы для детей уже стимул остановиться.

Поэтому в сплоченных, любящих и крепких семьях с сильным родительским авторитетом таким деткам достаточно доверительного разговора один на один с родителем, чтобы пересмотреть свое поведение. И необходимость в наказании отпадает.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *