Моему сыну 7 лет. Он очень шустрый или гиперактивный, как сейчас принято называть. Весь день чем-то занят и энергия не кончается. Ничего особенного, чем бы отличался от сверстников. Но есть одно. Он шалит, совершенно не думая о последствии. К примеру, играет с курицей живой во дворе, гонит палкой, кидает ее, не думая, что это живое. Все попытки объяснить в пустую. Или дома кидается вещами, когда что-то не нравится или в чем-то, отказывают. Хотя меня боится и такое отношение только к другим членам семьи. Что делать и как перевоспитать? Ему скоро в школу, в этом году пойдет, как будет не знаю. Знаете, он рос один, первенец и по соседству детей тоже не было. Скажем так, он не знает манеры, как играть. Может и это повлияло. Ксения
Ответ специалиста
Ксения, здравствуйте.
Вы описываете вполне нормального, здорового ребенка. Поводов для беспокойства я не вижу. Но слышу ваш страх относительно поступления в первый класс. На это стоит обратить внимание, чтобы не передать напряжение ребенку. Я бы рекомендовала обратиться к психологу очно. Стоит рассмотреть вариант с сессиями онлайн.
Основные рекомендации относительно вашего запроса:
Гиперактивность – это диагноз, который выставляет невролог. Если такого диагноза нет у вашего сына, то предполагаю, что так вы говорите об активности и подвижности ребенка. Это нормально и даже хорошо. Это говорит о здоровье. Не рекомендую с этим что-то делать. Но если речь о том, что ребенок из-за своей возбудимости не может сохранять внимание хотя бы 20-30 минут, если он плохо спит и есть другие симптомы перенапряжения (тики, например), то стоит, во-первых, проконсультироваться у детского невролога и во-вторых, учить ребенка расслабляться. Я настоятельно рекомендую дыхательные упражнения, водные процедуры, массаж. Инструкции вроде «успокойся» и «не бегай» не подходят. Нужно воздействовать через тело на психику. Дело в том, что сейчас психика еще очень возбудима. Процесс возбуждения еще преобладает над торможением. Поэтому ребенку нужна помощь (спокойное время бодрствования перед сном, контроль времени, проведенным с гаджетами и т.д.).
Учите ребенка осознавать свои эмоции и проживать их. Для начала, конечно, вам само придется вспомнить о том, какие бывают чувства и эмоции, как они проявляются и т.д. Рекомендую поискать игры на развитие эмоционального интеллекта и играть в них вместе с ребенком. Не запрещайте, не наказывайте за чувства, не стыдите. Отражайте то, что видите: «Ух, как ты злишься сейчас, да? Понимаю, я когда свое не получаю тоже очень злюсь. Давай вместе злиться?». И показываете, как можно. Например, бить подушку, кричать, топать. Можно сложить газеты в отдельное место и всякий раз, когда очень хочется все швырять, просите ребенка швырять стопки макулатуры. То есть задача – эмоцию отреагировать так, чтобы было можно. И когда ребенок успокоится, можете обсудить происшедшее.
О последствиях ребенок (да и взрослый) думает, когда они а) могут быть и б) заранее оговорены. То есть ваша задача проговорить четкое правило о том, что будет и в каком объеме за конкретный проступок. И важно не просто угрожать, а правда сделать. И тогда ребенок будет думать о последствиях и взвешивать риски. Другие члены семьи строят с ребенком свои отношения. На них вы влиять не можете. Можете только показать своим примером то, как стоит взаимодействовать с ребенком эффективно.
Спасибо за полезную информацию!
Спасибо за рекомендации, будем обращаться очно.
Спасибо за рекомендации!
Спасибо большое, будем пробовать на практике!
Постараюсь поговорить, спасибо!
Спасибо за полезную информацию!
Спасибо! будем применять Ваши советы!
Все понятно, спасибо!
Очень понравилась Ваша консультация. Дали хорошие советы, думаю, их применение будет эффективным.
Спасибо большое за полезную информацию!
Спасибо, что выслушали и поняли, я получила много полезной информации и попробую её применить!
Благодарю за рекомендации и полезную информацию!
Спасибо за внимание и консультацию!