Детское бродяжничество

Здравствуйте. У нас девочка, ей 10 лет. В возрасте 8 лет начала уходить из дома, сначала на день, потом неделя, жила она с мамой, семья была неблагополучной, мамы не стало. Теперь мы живём вместе, я ей прихожусь тетей, она по-прежнему продолжает уходить из дома. Очень за нее переживаю, не знаю, что делать?

Ответ специалиста

Здравствуйте. На самом деле причин ухода из дома может быть очень много. Синдром уходов и бродяжничества формируется на базе слабой привязанности к членам семьи, неудовлетворенности повседневной жизнью. Ребенок легко увлекается, впечатлителен, склонен к фантазированию – все эти особенности подталкивают к поиску нового образа жизни. Способность анализировать, планировать, рассчитывать риски еще не сформирована, при психических расстройствах, органических поражениях мозга критическое отношение к себе и к ситуации нарушено. Поэтому уходы спонтанны, их продолжительность колеблется от нескольких часов до недель, месяцев. Пусковым моментом становится сильное эмоциональное потрясение – захватывающий фильм, книга, ссора с родителями.

Вам нужно обратиться непосредственно к специалистам, к психотерапевту, детскому психологу, неврологу, которые возможно назначат комплексное лечение с применением медикаментов и психотерапию.

Вам могу предложить варианты общих рекомендаций:

Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские меры» могут только усилить желание подростка вырваться из дома.

Необходимо осмыслить, почему ребёнку было неуютно дома, почему он избегает общения с вами.

Незаметно изучайте личность ребёнка. Пытайтесь видеть себя глазами ребёнка, ставить себя на его место.

Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в личности ребёнка установку на достижение успехов. Поддерживайте и ободряйте ребенка в трудную минуту, в ситуации неуспеха.

Опирайтесь на сотрудничество с ребенком как ведущий принцип общения в различных видах его жизнедеятельности.

Практикуйте демократический стиль воспитания, установите доверительные отношения с ребёнком.

Уважайте чувство собственного достоинства ребенка, уважайте его мнение, умейте слушать и слышать его.

Признавайте свои ошибки перед ребенком. Воспринимайте его как равноправного члена семьи.

Откажитесь от директивного стиля взаимоотношений (типа «как я сказал, так и будет»).

Давайте и предоставляйте ребёнку информацию и факты, а выводы учите его делать самостоятельно. Все «капризы» и желания старайтесь понимать и принимать, а также находить им психологическое объяснение.

Имейте в виду, что общение со сверстниками необходимо ребёнку как дыхание. В противном случае, они чувствуют себя неполноценными, нереализованными. Очень важно, чтобы была возможность встречаться с друзьями дома.

Даже, если у ребёнка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.

Никогда не угрожайте ребёнку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Он воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Помните, что «природа не терпит пустоты». Поэтому свободное время ребёнка должно быть «насыщено» интересными и полезными делами и занятиями. Дети этого возраста готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки. Все-таки бассейн или секция каратэ – это гораздо лучше.

Цените и принимайте любые откровения как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят. Профилактикой синдрома является создание благоприятной домашней ситуации. Ребенок, живущий в комфорте, чувствующий любовь, понимание, заботу родителей, не стремится покидать семью.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *