Здравствуйте. Моей дочке 5 лет, с января этого года пошла в детсад. До этого был перерыв в 2 года. В 3 года ходила в садик, но где-то 1,5 месяца (в которые три дня ходила и 2 недели на больничном). Перестали тогда ходить по многим причинам: второй маленький ребенок на руках, 30 минут по пробкам до садика в одну сторону, истерики дочери в машине по дороге в садик. Сейчас в средней группе не общается, не играет. Воспитательница говорит, что она ведь ребёнок, должна играть, хоть какой-то интерес проявлять… Дочери я объясняю, что нужно общаться с детками, играть, что нужно привыкать, т.к. в школе будет еще больше детей. В октябре вышли после больничного, 4 недели проболели. Мне кажется, что воспитательница сама мало старается, хотя говорит, что и то, и другое ей предлагает (порисовать, например). А дочь стоит, просто смотрит. Запугивать ребенка, если не будешь общаться, тогда то-то и то-то — тоже плохо. Давать какие-то советы воспитательнице? Она ведь с большим стажем. Меня больше напрягает, что воспитательница мне как-будто предъявляет почти каждый вечер, что дочка (Ксюша) всех сторонится. Как мне вести себя и с воспитательницей, и с дочкой? Я в растерянности… Благодарю за ответ.
Светлана
Ответ специалиста
Светлана, здравствуйте.
Адаптация к любому новому месту требует времени. Особенно для маленького ребёнка. Очень важно ему это время дать. При этом все дети разные: кто-то сразу бежит знакомиться и играть, кто-то ревёт без конца и просится на ручки, а кто-то осматривается, стоит в сторонке, наблюдает за другими. Ребёнок ведёт себя так, как ему в момент адаптации комфортно, исходя из собственных чувств. Это надо бы принять, не только вам, но и воспитательнице.
Быть замкнутым, недоверчивым – для многих детей в новой, незнакомой среде совершенно естественно. Для повышения психологического комфорта детей в детских садах есть штатные психологи, к которым вы можете обратиться за помощью, консультацией.
С вашей стороны важно понять, что пока ребёнок привыкает, он имеет право быть тихим и недоверчивым. Не нужно стыдить дочку за это, корить, это лишь породит чувство вины. Ваша поддержка и внимание – вот то, что особенно необходимо дочке. Ребёнку нужно знать, что за плечами у неё есть мама, что мама уверена в том, что ситуация в саду наладится, что девочка сможет адаптироваться и, при необходимости, отстоять себя. Даже если на это нужно время, вашу веру в ребёнка это не должно поколебать.
Формируйте у дочки положительный образ сада: проигрывайте дома с игрушками разные ситуации, создавайте в играх такие возможности, чтобы герой девочки мог встраиваться в коллектив, начинать общение, отвечать на какие-то призывы. Спрашивайте вечером, что хорошего и интересного было в детском саду, чтобы переводить внимание девочки на положительные моменты. Обсуждайте перед походом в сад, что её там ждёт: какие игры, какие детки, какая еда и т.д. Фантазируйте вместе о саде как о чём-то хорошем, о месте, где может быть тепло и безопасно, где её ждёт радость и комфорт.
Можно давать ребёнку с собой в сад какую-то вещь, ассоциирующуюся с домом – игрушку, любимую заколку для волос, маленькое полотенце. Что-то, что можно повертеть в руках, накинуть на плечи, чтобы почувствовать себя лучше.
Самый основной момент – ваша любовь, ваше тепло и поддержка, уверенность, что дочка справится, принятие её поведения. Важно дать ребёнку место и для отрицательных переживаний, связанных с садом. Поддерживать, слушать, называть эмоции, побольше обнимать и хвалить, создавать доме спокойную и доброжелательную атмосферу. Эти шаги работают на повышение психологической устойчивости, что нужно для адаптации в любом новом месте.
Конечно, наставлять воспитательницу, что и как делать, не стоит. Но в любой ситуации, в любом разговоре хорошо бы оставаться на стороне ребёнка и отстаивать его интересы. Да, сейчас вот так – дочка не хочет играть. История про то, что «должна играть» — нет, не должна. Долженствование по отношению к детям только повышает уровень напряжения и тревоги. От этого общаться и включаться в жизнь сада ребёнок не станет, а лишь ещё больше замкнётся в себе.
Во многом то, насколько воспитательница умеет включить в занятие всех детей, увлечь, заинтересовать – зона её ответственности. Так же, как её умение пережить, если ребёнок что-то не хочет. Взрослый человек отличается от ребёнка тем, что может понять и принять чужие эмоции, найти подход. Для вас же главное – чтобы ребёнку было хорошо. А для этого, как я говорила, нужно ваше понимание, спокойствие и комфорт дома, ваша верность интересам ребёнка, поддержка, забота, тепло и уверенность, что дочка со всем справится. Желаю успехов вам!!!
Спасибо за ответ!
Спасибо за советы!
Спасибо за ответ!
Хорошо, будем пробовать! Спасибо!
Спасибо за развёрнутый ответ!
Попробуем применить на практике! Спасибо!
Спасибо за информацию!
Спасибо за совет!
Спасибо за ответ!
Спасибо за информацию, думаю поможет.
Большое спасибо за помощь!
Спасибо за советы!
Спасибо за советы!
Спасибо за информацию.
Полезная информация. Спасибо!
Спасибо. Будем применять на практике!
Спасибо за рекомендации!
Огромное спасибо за ответ!