Заикание

Здравствуйте. Что делать, если мой ребенок заикается? Дочери 5 лет. Раиса

Ответ специалиста

Раиса, здравствуйте.

Посоветуйтесь с педиатром и логопедом. Вы также можете проконсультироваться со специалистами, если:

  • повторение целых слов и фраз становится чрезмерным, систематическим и устойчивым;
  • повторение звуков и слогов начинают происходить чаще;
  • наблюдается увеличение пролонгации (удлинения) слов;
  • речь становится особенно затрудненной или напряженной;
  • вы замечаете повышенное напряжение мышц лица или стеснение артикуляционной мускулатуры;
  • вы замечаете вокальную напряженность, приводящую к повышению тона или громкости;
  • ваш ребенок старается избегать ситуаций, которые требуют разговора;
  • ваш ребенок меняет слово из-за страха перед заиканием;
  • у вашего ребенка наряду с заиканием появляются мимические движения или движения тела;
  • у вас есть другие опасения относительно речи вашего ребенка.

Узнайте: возможно, в вашей школе вам могут предложить диагностическое тестирование и соответствующую терапию на случай, если вы обеспокоены заиканием в течение шести месяцев или более.

Что могут сделать родители

Прежде всего подумайте, что могло привести к появлению трудностей. Есть ли в семье кто-то, кто заикается? Или, возможно, ребенок контактирует с такими людьми дома или на улице? Произошло ли недавно что-то важное в жизни вашего малыша, что могло его испугать или обеспокоить? (Иногда достаточно даже обычного шлепка или визита Дедушки Мороза, чтобы испугаться). Если таких ситуаций не было, то существует большая вероятность, что нарушения речи имеют исключительно характер особенностей развития, возникающих в результате несоответствия степени развития речевого аппарата и словарного запаса, которым ребенок уже может оперировать, чтобы высказаться.

Попробуйте следующие шаги, чтобы помочь вашему ребенку:

  • Не требуйте от ребенка говорить все время четко и правильно. Позвольте ему говорить весело и приятно – в удовольствие.
  • Ни в коем случае нельзя заострять внимание ребенка и делать ему замечания из-за того, что его речь неправильная. Ребенок не поймет этого, а решит, что он «не такой, каким должен быть», что, конечно, только ухудшит ситуацию.
  • Не говорите: «не заикайся», «говори медленнее, ты начал заикаться», не давайте «добрых советов», исполненных благих намерений. Например, таких как «когда ты нервничаешь, то начинаешь заикаться, успокойся», «сбавь скорость», «не торопись» или «сделай глубокий вдох». Не исправляйте ребенка. Такие вещи могут привести к фиксации заикания. И к тому же заставят ребенка почувствовать себя робким и застенчивым.
  • Не говорите также о проблемах ребенка, думая, что он не придаст им большого значения или не услышит ваших разговоров с другими взрослыми. Не драматизируйте ситуацию.
  • Не нужно награждать ребенка за правильно произнесенные фразы – это научит его тому, что поначалу выгоднее какое-то время позаикаться, чтобы потом получить похвалу за правильную речь.
  • Используйте семейные трапезы как прекрасное время для общения. Избегайте отвлекающих факторов, таких как радио или телевидение.
  • Избегайте того, чтобы ваш ребенок был вынужден говорить или читать вслух в дискомфортной для себя ситуации или в случае, когда его заикание усиливается. Лучше в это время предложить ему какие-то занятия, которые не потребуют много разговоров.
  • Не перебивайте вашего ребенка и не требуйте от него начать все сначала.
  • Не говорите ребенку, чтобы он подумал, прежде чем говорить.
  • Обеспечьте спокойную атмосферу в доме. Постарайтесь замедлить темп семейной жизни.
  • Когда разговариваете со своим ребенком или с другими людьми в его присутствии, говорите медленно и четко. Это требует практики. Но моделирование медленного темпа речи непременно поможет плавности речи вашего малыша.
  • Поддерживайте естественный зрительный контакт с вашим ребенком. Постарайтесь не отводить взгляд, не отворачиваться и ничем не показывать ему своего огорчения.
  • Позвольте вашему ребенку самостоятельно высказаться, закончив мысль или предложение. Делайте паузу перед ответом на вопросы вашего ребенка или комментариями.
  • В общении с ребенком стоит использовать простые и короткие предложения. Тогда он тоже будет использовать такие же, и ему будет легче сохранить связность речи.
  • Также стоит поработать и над развитием речевого аппарата. Это можно делать просто ради удовольствия и забавы, например, дуть (выдувать мыльные пузыри, надувать шарики), петь, издавать различные веселые имитирующие звуки (например, мурлыканье кошки или хрюканье свинки).
  • Также необходимо уделять внимание самооценке ребенка. Когда заикающийся ребенок пойдет в детский сад, то там его могут высмеивать другие дети. В результате он не только зафиксирует заикание, но и существенно уменьшит контакты или увеличит уровень агрессии. Поэтому ему необходимо научиться не стесняться своего заикания и не относиться к нему как к большой проблеме.

Главное, если наш ребенок заикается, мы как родители должны отзывчиво реагировать на такого рода сигналы, окутывать ребенка любовью и проявлять терпение по отношению к особенностям его развития.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *