Решаем проблемы с речью в домашних условиях

Добрый день. У моего ребёнка проблемы с речью, правда незначительные, но все равно хотелось бы их исправить. На следующий год он пойдет в школу. Я боюсь, что из-за этого у него будут проблемы с обучением. Сейчас, в период самоизоляции, посещать занятия с логопедом не можем. Посоветуйте, что можно сделать в домашних условиях.

Ответ специалиста

Сегодня проблемы в развитии речи встречаются почти у 70% детей старшего дошкольного возраста. Практически каждый второй ребенок нуждается в индивидуальных занятиях по коррекции речи. И да, вы правы, что дети с речевыми проблемами не могут нормально адаптироваться в начальной школе. В связи с этим ребенок может стать замкнутым, неуверенным в себе, раздражительным. А это чревато проблемами с обучением и с освоением новых знаний, нарушением психического развития. Чем раньше начнется работа с ребенком, у которого есть даже незначительные проблемы в развитии речи, тем больше вероятности того, что он к школе будет владеть правильной, четкой, без каких-либо «шероховатостей» разговорной речью.

Вот несколько советов:

  1. проводить работу, способствующую развитию челюстных мышц и мышц языка. К примеру, очень эффективно полоскать рот, перекатывать воздух во рту от одной щеки к другой.
  2. мама и папа должны разговаривать с дошкольником только на правильном (без лепета, коверкания) языке. Некоторые родители играют по «сценарию» ребенка и используют в речи «детские» слова. Это недопустимо.
  3. взять в привычку читать ребенку короткие сказки и стихи. Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
  4. старайтесь почаще общаться с ребенком, отвечать на все задаваемые им вопросы. Не стоит игнорировать просьбы ребенка. Даже, если он и занят чем-то интересным, лучше лишний раз задать ему вопрос на тему того, чем он занимается. К примеру, малыш рисует красками. Мысль родителей: «Отлично! Можно отдохнуть и заняться своими делами». Но почему бы не подойти к ребенку и не спросить, что именно будет изображено на картинке, которую ребенок рисует? А почему он выбрал именно эту тему для рисования? Если ребенок рисует цветы, то можно спросить, кому именно он их подарит, какое время года и т.д. Конечно взрослому и так понятно, что рисует ребенок, но ведь важно, чтобы малыш самостоятельно смог изложить свою идею и мысль. Это поможет расширить словарный запас, развить воображение, фантазию, уметь последовательно излагать свою мысли, так сказать по определенному плану.
  5. обязательно следует выполнять артикуляционную гимнастику, причем несколько раз в день. Пока ребенок не привыкнет к выполнению упражнений, рекомендуется устанавливать перед ним зеркало, чтобы он видел свое отражение. Цель артикуляционной гимнастики – разработать мышцы гортани, языка, т.е. те, которые участвуют непосредственно в произношении звуков. Гимнастика включает упражнения, позволяющие натренировать артикуляционный аппарат, отработать правильное расположение языка, губ, неба для правильного произношения звуков и слов. Упражнения по артикуляционной гимнастике вы сможете найти на портале в разделе «Видеоконсультации».
  6. не забывайте проводить упражнения, направленные на развитие мелкой моторики:

— Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

— Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников.

— Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

— Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

— Конструирование.

— Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

— Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

— Завинчивание и развенчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

— Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

— Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд всё перетрут. И вы с вашим ребенком добьётесь успехов.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *