Ребёнок неровно дышит к компьютерным играм

Меня зовут Юлия. Мне 34 года, и я мама 3 детей. Моя проблема относительно среднего сына. Проблема в том, что он неровно дышит к играм компьютерным… С 3 лет ему включала на телефоне развивающие игры, типа обучение цифрам и т.д. Но когда увидела, что его реакция на окончание игры бурная — то есть он истерику закатывал, если я после минут 20 забирала телефон, то я просто стерла все игры.  Более полутора лет все было хорошо. Теперь ему 5 лет. И у моей старшей дочки, друзей он видит эти игры (дочке 9 — у нее есть телефон, но игры не записываю). Он начал смотреть то же у друзей и, если идут в гости, то тоже садится с ними играть. И все бы ничего, я понимаю, что полностью оградить не получится, но после этих игр у него прям эйфория — перед сном сегодня, например, он не мог заснуть, рассказывал про игру, как он мечтает вырасти и заиметь телефон с играми, где он будет в майнкрафте что-то строить, там будут зомби и т.д…  Вопрос в том, как лучше поступить? Записать дома и ограничивать время? Или контролировать, чтобы в окружении тоже не имел соприкосновения? Понимаю, что потом школа и сверстники с этими же интересами. Боюсь сделать эффект желанного яблока… Дома в ютубе нашел канал, где дети снимают, как играют в эти игры. Вначале и это запрещала, теперь в растерянности, может, хоть это давать смотреть. Помогите пожалуйста… P.S. Целый день стараюсь уделять достаточно времени — гулять, играть, учим буквы, строим лего… Но есть и время на мультики, на гостей… Юлия

Ответ специалиста

Юлия, здравствуйте.

Это естественно, что компьютерные игры и обучающие программы на гаджетах привлекают детей. Потому что, во-первых, они красочные, это обращает на себя внимание и моментально завораживает. Во-вторых, увлекательные, почти как мультик, где ребёнок может почувствовать себя одним из героев. И в-третьих, они простые! И это самое важное. Там не нужно сильно напрягаться. В отличие от реальной жизни.

Эти три фактора – одни из ключевых в формировании зависимости. Мозг привыкает получать положительные эмоции от подобных стимуляций, привыкает уходить в игру от проблем, конфликтов, жизненных сложностей. И потом отвыкать от этого тяжело.

Что сейчас вы можете сделать:

1. Прочитать материалы, которые посвящены этой теме.  

2. Дозировать нагрузку

Если в доме есть дети с телефонами, если вы сами часто смотрите в экран, действительно, оградить ребёнка от них будет сложно. Однако с 5 лет ребёнку можно ненадолго давать планшеты или игры (20-30 минут). При этом нормально, что ребёнок расстраивается, когда заканчивается время играть. Нормально, что он может поныть, поплакать, позлиться.

Это будет полезной тренировкой навыка переживать непростые эмоции. Только важно, чтобы вы в этот момент были рядом, не ругали, не отчитывали, а спокойно говорили о том, что происходит, и что любая эмоция однажды заканчивается. Например: «Я вижу, что тебе грустно и ты хочешь играть дальше. Тем не менее мы договаривались до 7. Посмотри на часы, уже 7. Вижу, как ты расстроился. Можно, я тебя обниму?». Примерно то же самое можно придумать и по поводу злости, потому что она там тоже будет.

Чем чаще ребёнок в детстве в такие моменты получает вашу поддержку, терпение и взрослую мудрость, тем легче в будущем у него получится справляться со стрессом (и препятствовать зависимостям, кстати, тоже). Чтобы конец игры не был для ребёнка неожиданным, помогите сыну понять, когда истечёт время, чтобы он мог и сам следить за ним. Например, можно использовать песочные часы. Или сказать, что, когда часы покажут 7 (или, когда маленькая стрелка будет на 7, а большая на 12), придёт момент отложить игру. И можно напомнить за 3-5 минут до завершения, что время подходит к концу. Так ребёнок будет более готов к окончанию игры, это не станет для него громом среди ясного неба.

3. Увлекать реальной жизнью 

Реальная жизнь – это хорошая прививка от зависимости от компьютерных игр. Но для того, чтобы она работала, эта жизнь должна быть интересной, увлекательной, тёплой и безопасной. Для этого ребёнок должен быть уверен в стабильности вашей любви и заботы. То есть в том, что он для вас хороший вне зависимости от обстоятельств, что вы его цените и уважаете, даже если он делает что-то не так.

Рассказывайте сыну про свои интересы. Спрашиваете, что нравится кроме игр ему. Устраивайте совместную активность. Это очень важно, чтобы цифровое пространство не стало местом, куда можно сбежать от холода реальной жизни.

4. Вникать в интересы ребёнка

В компьютерной игре ребёнка что-то очень захватывает. Что именно? Послушайте, что он рассказывает вам после игр перед сном. Расспросите, что он чувствует, что больше всего нравится. Такое внимание позволит создать прочную эмоциональную связь между вами, во-первых. Доверие, во-вторых. А в-третьих, вы увидите, что именно цепляет сына. Это знание поможет придумать, какие стороны реальной жизни смогут так же сильно его увлечь. Найдите что-то похожее и предложите сделать это вместе.

Один из вариантов: нарисовать собственный альбом по мотивам игры. И пофантазировать. А что, если бы он был главным героем. В какие приключения он бы попадал? Как справлялся бы? В этой истории откроется много места для творчества. Потому что можно придумать даже такие сюжетные линии, которые игре и не снились.

5. Не паниковать

Если сейчас ребёнку интересно смотреть видео с играми, и он бесконечно может говорить о них, это не значит, что так будет всегда! По мере взросления всё меняется.

То, что будет дальше с интересом ребёнка, во многом зависит от вас. От вашего контакта с сыном. От вашего времени, которое вы уделите ему. От правил, которые вы установите. Оттого, как сможете выдерживать его непростые чувства и реакции. И оттого, насколько останетесь близки, даже если вам самой будет сложно и тревожно. Я желаю вам удачи.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *