Развитие речи в домашних условиях

Здравствуйте, меня зовут Антонина. Я многодетная мама, у меня четверо детей. Трое старших — уже большие, все школьники, а вот младший ему 4 года 5 месяцев  у него проблемы с речью. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать для развития речи и чем можно с ним заниматься в домашних условиях.

Ответ специалиста

Здравствуйте, очень важно, чтобы у ребенка работали пальчики? В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2—3 раза в день с 1—2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением. Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2—3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторное» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала. Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются. Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника». На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?». Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия: подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета); подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины); распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету; соотношение геометрических фигур с формой предметов. Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было». При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай».

Еще по теме: 0

11 Отвтетов к “Развитие речи в домашних условиях”

  1. Спасибо вам. Разучили много пальчиковых игр и игр для развития мелкой моторики. Так интересно играем что дети могут не отрываясь подолгу выполнять мои игровые задания.

  2. За развитием речи у ребенка стоит очень кропотливый труд, терпения всем родителям. Вам спасибо, что помогаете.

  3. У меня ребёнок с ЗРР. О развитии мелкой моторики я знаю и постоянно развиваем дома. А вот о развитии внимания, подвижных играх и т.д. мы и не подумали. Спасибо, учтем. Замечательную консультацию получили!

  4. Получили хорошую консультацию. Специалист доступно объяснил информацию. А самое замечательное то, что наглядно были показаны, в какие игры и как играть с ребёнком. Спасибо!

  5. Очень понравилось, интересно было слушать специалиста. Информацию получила на практике. Хотелось бы, чтоб побольше было именно таких консультаций с родителями. Родители, чьи дети имеют проблемы с речью, советую обратиться. Успехов Вам!!!

  6. Важная информация. Специалист доступно дала рекомендации и для развития зрительного восприятия ребёнка, и слухового восприятия, и для развития мелкой моторики. Замечательно организован прием! Во время консультации мой ребёнок находился под присмотром и занимался с другим специалистом. Хорошо, что такая служба есть в нашем районе. Спасибо!

  7. Благодарна специалистам за оказанную помощь! Такие консультации уменьшают безграмотность среди родителей. Хотелось бы, конечно, чтобы такие занятия специалисты проводили с детьми. Огромное спасибо!

  8. У меня проблемный ребенок. Обращалась ко многим специалистам. Иногда удачно, иногда неудачно. Узнала о вашей службе и не могла не посетить. Осталась довольна советами и рекомендациями. Сразу видно, что специалисты имеют опыт в решении проблем развития детей, в том числе и развития речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.