Проблема речевой агрессии

В нашей семье мы стали наблюдать за речью дочери и увидели склонность к речевой агрессии. Каковы причины речевой агрессии? Как с этим справиться?

Ответ специалиста

Здравствуйте. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребёнком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев (Давай попробуем ещё раз» «Завтра у тебя получится лучше» «Нужно ещё потренироваться»), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчётливо представлять уровень развития и реальные возможности ребёнка, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Существуют также частные приёмы контроля над агрессией слова- способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

  • Прямое порицание – самый известный и популярный приём педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребёнка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрёка, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат- вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод- единственно возможная реакция родителя на однозначно неприемлемые проступки.
  • Переключение внимания — иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребёнка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
  • Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций- зная «сильные» стороны личности ребёнка, взрослый в определённой ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребёнка, бросая ему вызов (способ подзадоривания). Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!» «Неужели это говорит наш Миша!» «Ну, Дима, никак не ожидала от тебя такого!» «Мне стыдно за тебя!»
  • Привлечение союзников — заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Например: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тётя смотрит» «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»
  • Апелляция к жалости- при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребёнка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты делаешь мне больно!» «Твои слова меня очень огорчили» «Пожалей меня, пожалуйста!»
  • Самонаказание — предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок. Как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справедливость во всём. Вот и придумай себе наказание» «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшем то-то  и то-то?»

Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова- один из важнейших моментов воспитания ребёнка в семье.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *