Проблема речевой агрессии

В нашей семье мы стали наблюдать за речью дочери и увидели склонность к речевой агрессии. Каковы причины речевой агрессии? Как с этим справиться?

Ответ специалиста

Здравствуйте. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребёнком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев (Давай попробуем ещё раз» «Завтра у тебя получится лучше» «Нужно ещё потренироваться»), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчётливо представлять уровень развития и реальные возможности ребёнка, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Существуют также частные приёмы контроля над агрессией слова- способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

  • Прямое порицание – самый известный и популярный приём педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребёнка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрёка, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат- вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод- единственно возможная реакция родителя на однозначно неприемлемые проступки.
  • Переключение внимания — иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребёнка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
  • Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций- зная «сильные» стороны личности ребёнка, взрослый в определённой ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребёнка, бросая ему вызов (способ подзадоривания). Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!» «Неужели это говорит наш Миша!» «Ну, Дима, никак не ожидала от тебя такого!» «Мне стыдно за тебя!»
  • Привлечение союзников — заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Например: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тётя смотрит» «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»
  • Апелляция к жалости- при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребёнка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты делаешь мне больно!» «Твои слова меня очень огорчили» «Пожалей меня, пожалуйста!»
  • Самонаказание — предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок. Как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справедливость во всём. Вот и придумай себе наказание» «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшем то-то  и то-то?»

Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова- один из важнейших моментов воспитания ребёнка в семье.

Еще по теме: 0

4 Отвтетов к “Проблема речевой агрессии”

  1. Актуально, полезно! Понятно изложенный материал. Спасибо Вам большое.

  2. Выражаю вам свою благодарность, за оказанную мне помощь как избавиться ребенку от агрессии.

  3. Большое спасибо, что помогли разобраться в этой ситуации и избавиться от агрессии. Теперь у нас все хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.