Общение и ребёнок

Здравствуйте. Меня зовут Павел, я воспитываю сына один, ему 4 года. Ребенок ходит в детский сад, иногда помогает бабушка. Когда мы дома, то я занят своими делами, а ребенок своими. Посоветуйте мне, пожалуйста, как правильно общаться с ребенком, чтобы не отдаляться друг от друга.

Ответ специалиста

Здравствуйте Павел. В наш век современной электронной революции из нашей жизни стремительно исчезает элементарное общение. Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контакта между людьми. Общение для маленького ребенка – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его психического развития. К сожалению, в истории человечества есть немало примеров, а также экспериментально доказанных ситуаций, при которых дети в раннем возрасте были лишены элементарного человеческого общения. Последствия подобных случаев бывают трагичными: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальны – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности. Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так. Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. Именно поэтому мы педагоги все чаще даем родителям наших воспитанников самый главный совет — «Говорите с детьми чаще». Как показывает наша практика, в современных благополучных условиях, многие дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь. Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как прошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрастет, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.  Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая Вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему?» после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда: Не оставляйте детские вопросы без ответа! Не обрывайте их! Не отнекивайтесь! Не обходите молчанием! Не отвечайте вопросом на вопрос! Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр. Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 4 года, Вы просто обязаны знать всех героев мультфильмов. — Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой). Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки. Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывал о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела. Самое главное правило – постоянно слушайте ребенка и вслушивайтесь в его слова! Поддерживайте и помогайте принять правильное решение, ведь самому сделать это будет очень сложно! А самое простое слово «люблю», сказанное родителями, сможет сделать ребенка самым счастливым на свете!

Еще по теме: 0

9 Отвтетов к “Общение и ребёнок”

  1. Ответом удовлетворен на 100 %, четко, ясно. Спасибо большое. Буду пользоваться вашими советами.

  2. В этой суете я совсем забыл, что с ребенком надо общаться постоянно, а не время от времени. После общения с вами я задумался, что делаю все не так. Спасибо , что помогли задуматься над этим.

  3. Спасибо, что помогли разобраться, оказывается так сложно воспитывать ребенка одному.

  4. Все проанализируем, все ваши рекомендации. Спасибо что откликнулись

  5. Главно не лишать ребенка общения и не обделять. Чтоб не чувствовал себя одиноким.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.