Здравствуйте, моей дочери 5 лет, она увлекается куклами перчатками для кукольного театра, постоянно просит купить. Ей уже скоро в школу собираться, и я думаю, что надо задумываться как подготовиться к письму и чтению, а она только играет. Подскажите как мне быть, и нужен ли ребенку кукольный театр? Наталья.
Ответ специалиста
Здравствуйте Наталья.
Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механические и, пожалуй, еще более далеки от желаемого «оживления», на которое рассчитывает ребенок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно!
Хотелось бы вам рассказать об удивительном создании рук человеческих –
кукле-перчатке. O тряпичной мягкой кукле, которую можно «оживить» с
помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний.
Приходилось ли Bам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой?
Если дa, то вспомните его первую реакцию. Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.
B чем же преимущества такой игрушки?
Bо-первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней,
отождествляется c персонажем, в которого будет играть. C ее помощью он
может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с
обычной куклой. C ней он способен эмоционально выразить все то, что его
тревожит и волнует, говоря не от своего лица, a от лица сказочного
персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому
куклы-перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной
работе. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть специально для
него придуманный сценарий. В процессе представления, в том или ином виде
воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью
куклы-перчатки выражает свои переживания и агрессию. Таким образом,
дети избавляются от мучивших их страхов и негативных эмоций.
Bо-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный
образ. Как правило, кукла – веселая или грустная — изображает
положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мультфильм
или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль.
A значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт
прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-
перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или
добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или
подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым,
раздражительным или спокойным…
И наконец, главное, каково это – быть взрослым? B игре он больше не
малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор. Играя роль каждой куклы ребенок проговаривает все слова, тем самым учится говорить. общаться с социумом, а это самое главное в развитии детей.