Здравствуйте. Подскажите, моей дочери 7 лет, очень беспокоит ее поведение, она не может ни с кем долго дружить. Она умная и общительная, и первое время дети, которые с ней знакомятся, заинтересованы и играют с ней. Через несколько дней, никто не хочет играть. Ее игнорируют, смеются над ней. На мои вопросы «почему» дочь сперва расстраивается и говорит, что не знает или что они были неправы в чем-то. Но сменив 3 раза место жительства, все повторялось снова. Я стала выходить во двор и наблюдать, и ужаснулась. Она очень хочет быть во всем главным, в каждой игре устанавливает свои порядки. Если с ней не соглашаются и не хотят играть, то он начинает вести себя, как шут, или начинает проявлять агрессию. В семье мы постоянно говорим о том, как нужно общаться с ребятами, чтобы они стали друзьями, но она не может. В этом году она идёт в первый класс, и я не знаю, как ей помочь. Прошу у вас совета.
Ответ специалиста
Здравствуйте!
Главное место, где ребёнок учится дружить и взаимодействовать с ровесниками – это как раз игры. Игра – это вообще фундамент развития дошкольника. Потому что в ней осваивается различное поведение. Что вы можете сделать, чтобы помочь ребёнку попасть в круг сверстников:
1. Поддерживать ее и обсуждать, что у нее не получается.
Ошибаться не страшно. Спорить, ссориться, «быть шутом», агрессировать, кричать, злиться, мириться – всё это не страшно. Всё это – этапы социального взаимодействия.
Поэтому важно помочь ребёнку почувствовать, что даже если один раз у нее не получилось с кем-то сдружиться, это не значит, что не получится и дальше. И постараться не корить за то, что она на что-то не так среагировала или что-то не так почувствовала.
Вы можете обсуждать с дочерью, какие именно ее слова и действия привели к неутешительным результатам, как это можно исправить. Но попробуйте в этих разговорах быть не на позиции «Главного», кого надо слушать, а на позиции Доброго советчика, который вообще не понимает, что происходит в жизни ребёнка. И хочет это узнать, чтобы помочь.
Можно даже предложить сыграть в такую игру, где сначала вы обсуждаете ее сложность, а после – какую-то вашу (и советчиком уже будет она).
Узнайте:
Во что она играла в последний раз с друзьями? Кем она был в этой игре? Что хотела сделать? Почему не получилось или получилось? Почему произошёл конфликт? Что и кому не понравилось? Что ребята делали дальше? А она? А что она чувствовал в тот момент? Обиду? Досаду? Злость?
Эти вопросы помогут ему почувствовать себя безопаснее и раскрыться перед вами, а вам – узнать ее гораздо лучше.
2. Учить играть.
Для этого вы можете играть вместе. В любые развлечения, где необходимо взаимодействовать и искать компромиссы.
Вы можете выбрать настольные игры, где нужно разбиваться по командам, и каждую, к примеру, пятницу по вечерам собираться всей семьёй за столом и играть в неё. Для ребёнка это будет отличной тренировкой навыков взаимодействия, а для семьи – способом стать ближе друг к другу.
3. Давать ей побеждать.
Часто дети, которые стоят на своём и не могут гибко следовать правилам, имеют очень маленький опыт побед в пределах дома. И вот это важный момент.
Нужно посмотреть ещё и на то, что вы можете сделать с причиной. Иначе «симптом» никогда не уйдёт, раз за разом он будет только крепнуть.
Ребёнку необходимо чувствовать, что она может победить родителей. Что она ценна и к ее мнению прислушиваются. Чем она старше, тем больше ей надо быть уверенной, что она владеет своей жизнью.
Ребёнок имеет право делать по-своему. Ваша задача – установить рамки, которые никогда нельзя переступать (например, говорить с незнакомцами, выбегать на дорогу, высовываться из открытого окна). Всё остальное – это распорядок дня, который иногда дети нарушают. И за это в качестве наказания лучше лишать чего-то необязательного, но хорошего (например, похода в зоопарк или дополнительного часа просмотра мультиков), чем привносить в жизнь плохое (крик, ремень, стояние в углу).
Поэтому кроме разговоров с вниманием к дочери и совместных игр попробуйте иногда давать ей побеждать. Попробуйте услышать ее желания и хоть иногда идти за ними. Попробуйте рассматривать ребёнка не как человека, который должен во всём подчиняться, а как задорного человечка, который хочет быть главным. И порой он имеет полное право им быть.
Изменения не произойдут сразу, одномоментно. На них нужно время, где девочка будет вести себя по-разному, чтобы почувствовать, насколько вы готовы пойти на уступки (и тут придётся искать золотую середину, компромиссы, иногда жёстко стоять на своём, а иногда соглашаться).
Такие вещи есть не только во взрослых людях. Дети тоже хотят знать, что им и их желаниях есть место.
Это один из вариантов, почему ребёнок может так вести. Я рекомендую вам начать с этих шагов. Желаю вам удачи.
Здравствуйте . Применяем вашу методику ребенку очень нравится. Спасибо.
Очень важная и нужная информация. Постоянно беспокоюсь за то, что ребенок не может найти общий язык со сверстниками, но не думала, что могу ему помочь. Спасибо.