Мойдодыр

Здравствуйте, меня зовут Светлана. Посоветуйте, пожалуйста, как приобщить ребенка к гигиене и к самообслуживанию? Моему ребенку 3,5 года.

Ответ специалиста

Здравствуйте Светлана.

Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни в режимных моментах. Режим дня – это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша, предохраняет от переутомления, способствует нормальной психической деятельности.

Постепенно ребёнок начинает хорошо представлять, что и когда он будет делать: утром – вставать; днём – обедать, гулять, играть, рисовать; вечером – ложиться в кровать; ночью – спать.

Таким образом, включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребёнок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться.

Самостоятельность воспитывается с раннего детства. «Я сам» — говорит ребёнок каждый раз, когда на него натягивают колготки, кормят его. Взрослые торопятся прийти на помощь, спешат сделать за него сами, а вдруг ребёнок не сможет выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше. Это приносит большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают веру в свои силы, приучают надеяться на других. Полезно потратить время на то, чтобы научить ребёнка определённым навыкам, делая это настойчиво и терпимо. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. д. Формирование гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Прежде всего, надо создать в семье и в детском саду необходимые условия. Дома приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца. Это повышает интерес детей к умыванию. Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. А также необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать, надо научить необходимым действиям при одевании, умывании, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть колготки, намылить руки и т. д., надо наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился пользоваться ложкой. Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, нареканиям. Больше опирайтесь на поощрения, похвалу. Положительная оценка порождает у детей стремление улучшить свой результат. В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражаемостью.

Малыши, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. В противном случае все усилия, предпринимаемые в этом направлении, окажутся безрезультатными. Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании, надо учитывать их возрастные особенности. Так если поручить ребёнку, которому нет 3-х лет самостоятельно завязывать шнурки – эта задача для него очень сложна, конечно, можно достичь результата, но это будет победа, ценой излишней возбуждённости ребёнка. Раз это не удалось, значит, задача предложена не своевременно, или подана неумело. Труд должен приносить радость ребёнку. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это отрицательное эмоциональное состояние, может повлечь за собой нежелание принимать участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала надо вызвать интерес. Нужно своевременно похвалить, подбодрить ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Очень полезно вовлекать малыша в разные игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом».

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *