Как выбрать школу?

Здравствуйте, меня зовут Серафима. Хотим перевести ребенка в другую школу, но не хотелось бы променять шило на мыло… Только ведь пока не поучишься — не поймешь, стоило ли переводить… Как выбрать школу? Подскажите, пожалуйста, чтобы не навредить ребенку.

Ответ специалиста

Здравствуйте, Серафима. Если речь не идет о первом, четвертом, девятом и одиннадцатом классах — своеобразных рубежах, когда «коней на переправе не меняют», смена школы полезна сама по себе. Так происходит своеобразная тренировка выносливости, умения ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах. Все это развивает не только социо-коммуникативные навыки, но и интеллект. Научно доказано: у людей, которые прожили какое-то время в другой стране, адаптивные особенности психики и интеллекта в среднем выше на целых двадцать процентов!

Однако, как и любая серьезная тренировка, смена школы — серьезный стресс для организма. И родители должны быть готовы к тому, что выбором школы и написанием заявления их действия не ограничатся. В течение первых месяцев они должны оказать ребенку максимальную поддержку. Разговаривать с ним (причем не изрекать истины, а расспрашивать), помогать с уроками, встречать и провожать, беседовать с учителями. Весьма вероятно, что ребенок в это время заболеет (все-таки стресс!), и надо будет не только лечить его, но и следить за тем, чтобы он не отстал.

К ребенку со стороны класса будет пристальное внимание. Мнение о нем составят в первую же неделю, поэтому не стоит пренебрегать пословицей «Встречают по одежке…». Даже внешний вид будет иметь значение. Но и по прошествии месяца, когда вам покажется, что все идет нормально, расслабляться не стоит. Еще вполне могут вспыхнуть конфликты в коллективе или осложниться отношения с кем-то из педагогов. Если вы кинетесь разрешать конфликты, вы не только подарите ребенку репутацию «маменькиного сынка», но и лишите его важного житейского урока. Однако никогда не будет лишним обратить внимание на то, что проблема существует, что ее необходимо решать, может быть, помочь ребенку советом. Мне кажется, стоит расслабляться только после первых серьезных контрольных или экзаменов.

Школы есть разные, они ставят перед собой разные задачи, в них отличаются системы взаимоотношений и в педагогическом, и в детском коллективах. И это прекрасно. У вас есть выбор. Может быть, не столь богатый, как вам хотелось бы, но вполне достаточный для того, чтобы запутаться.

Прежде всего постарайтесь адекватно оценить способности вашего ребенка. Элитные гимназии — очень удачное название, только важно понимать, что речь идет об элите учебной. Гимназии в том виде, в котором они существуют, — эффективные механизмы для работы с определенными детьми, одаренными в области обучения, то есть с теми, кто с удовольствием будут учиться, даже если никто не будет заставлять. Еще раз трезво взгляните на своего ребенка: если ваше дитя звезд с неба не хватает, но вам все же удалось устроить его в «элитную» гимназию, и он там спокойно учится, значит, вы зря потратили деньги. Это одно название, а не гимназия. Если же он учится «со скрипом», будьте готовы к тому, что к концу школы он может получить проблемы со здоровьем, психологические проблемы, связанные с хроническим стрессом, и полное отвращение к учебе.

При выборе школы обратите особое внимание на некоторые важные детали, о которых родители не всегда задумываются.

Очень важно понимать, что именно вы хотите получить от школы. Только тогда вы решите, сможет ли школа вам это дать. На уровне базовых ценностей все школы, как правило, сходятся, однако принципиальные отличия кроются в деталях, поэтому не стесняйтесь задавать вопросы: «Вот вы говорите „индивидуальный подход“, а в чем это конкретно выражается?» или «Дети должны воспитываться на лучших традициях отечественной педагогики? На каких?». А то во многих дореволюционных школах детей пороли. Тоже традиция.

Участие школы в различных предметных олимпиадах и конкурсах, а также победы в них — дело крайне важное и полезное. Это демонстрирует не только нацеленность учебного заведения на качественное образование, но и его конкретные достижения на этом пути. Еще это говорит о том, что школа не стесняется выставлять своих учеников на всеобщее обозрение. Другое дело, что зачастую все эти грамоты для школы добывают два-три одаренных ребенка, которые вместо учебы гастролируют по конкурсам и к которым школа очень ревниво относится. Почитайте фамилии на грамотах: если они часто повторяются, это повод задуматься. Ведь для вас крайне важно, чтобы именно ваш ребенок участвовал в олимпиадах, пусть и не занимая призовых мест. В принципе, и с остальной статистикой ситуация схожа: сегодня многие научились ее хорошо преподносить.

Если по поводу профессионализма учителей вас еще можно ввести в заблуждение, то в их взаимоотношениях вы легко разберетесь и без посторонней помощи. Никто, конечно, не призывает вас под покровом ночи прокрадываться в учительскую и потом весь день сидеть под столом, подслушивая разговоры. Я думаю, вы найдете вполне легальные способы понаблюдать за учителями. В отношениях, сложившихся в педагогическом коллективе, для вас важны две вещи: психологический климат и ориентированность учителей на процесс.

Если директор кричит на учителей — учителя кричат на детей, если учителя сплетничают друг о друге — дети так же будут сплетничать о них и друг о друге и так далее.

То, насколько учителя ориентированы на учебный процесс, имеет, на мой взгляд, одно из решающих значений. Именно коллективная профессиональная заинтересованность позволит со временем разрешить все проблемы. Проще говоря, если учителя при встрече в коридоре обсуждают детей, а не тряпки или размер почасовой оплаты — это хорошая школа.

Большое значение имеет и коллектив, в который вливается ребенок. Может быть, даже большее, чем коллектив учительский. Все ценности окружающих детей, как положительные, так и отрицательные, ребенок будет впитывать как губка. При выборе школы придите в класс и понаблюдайте за детьми. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал похож на этих детей, — вам в эту школу!

Воспитание и обучение ребенка — совместная работа школы и родителей. Поэтому, выбирая школу, вы выбираете себе партнеров. И предпочтительно, чтобы стиль работы педагогов соответствовал вашему. Если вам надо, чтобы школа давала вам четкие исчерпывающие пошаговые инструкции, — ищите такую. Если хотите общаться, советоваться и «изливать душу», то, выбирая школу, подумайте, услышат ли вас здесь. Есть и школы из серии «отдать и забыть» … Стиль учебного заведения — очень важный фактор. Ведь разница в подходах в семье и в школе может серьезно дезориентировать ребенка.

Не стоит бояться потери друзей-товарищей при смене школы. Настоящие друзья останутся, а если это друзья, потому что им на одном автобусе в школу ехать, так ребенок легко найдет себе новых. И в принципе, нет смысла бояться того, что, несмотря на все расчеты и исследования, вы ошибетесь со школой или так и не найдете полностью устраивающий вас вариант. У ребенка всегда есть запасной парашют — его семья. И если родители по-настоящему заботятся о ребенке, он вырастет хорошим человеком и без помощи школы.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *