Как правильно учить ребенка читать и писать?

Здравствуйте, хочу проконсультироваться с вами, как правильно учить ребенка читать и писать? С чего начать? Камилла

Ответ специалиста

Камилла, здравствуйте. В основе обучения чтению — не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например, М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука — [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А — и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение — это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Еще по теме: 0

9 Отвтетов к “Как правильно учить ребенка читать и писать?”

  1. Как все сложно, думаю мне понадобиться помощь педагога. Сама я с этим навряд ли справлюсь. Прочитав ваш ответ, я уже увидела свои ошибки.

  2. Здравствуйте. Спасибо за подробные объяснения. Попробуем обязательно с ребёнком.

  3. Спасибо за ответ. Я начала сама обучать ребёнка чтению и получились те ошибки, о которых вы и говорите. Попробуем исправить. Хотя это конечно очень сложно.

  4. Спасибо за консультацию. Очень хорошо педагог разъяснил информацию. Действительно, у родителей плохо получается обучение чтению, ведь нужно знать не только методику, но и не злиться на ребёнка из-за ошибок. Очень хотелось бы, чтоб в вашей службе была услуга по обучению чтению самого ребёнка, а не родителей. Успехов вам!

  5. Огромное спасибо специалистам службы. Я занималась с ребёнком систематически после посещения консультации по данной теме, учла все рекомендации. И у нас есть результат, ребёнок начал читать! Конечно, не идеально, но по крайней мере правильно. Не скрою, пришлось немного попотеть. Хочу отметить специалиста Анну Павловну, которая постоянно звонила и интересовалась нашими достижениями. Спасибо!

  6. Думаю, что это не правильно, что обучением грамоте занимается родитель. Этим должны заниматься педагоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.