Гиперактивный ребенок

Здравствуйте. Мой ребёнок очень активный, постоянно крутится и бегает. Ему очень тяжело сидеть, он постоянно крутится, носится на прогулке и не слушает. Он всегда такой был. Думала о том, чтобы сходить к неврологу, и скорее всего ему поставили бы гиперактивность. Но… Я понимаю, что это бы все равно ничего не исправило, это всего лишь диагноз, а таблетками кормить не хочу. Как мне повлиять на него, как объяснить, что нужно стараться держать себя в руках? Он вроде все понимает, но его не хватает на долго. Валентина

Ответ специалиста

Валентина, здравствуйте.

В вашем случае, действительно, стоит посетить невролога. Будете ли вы соблюдать назначения врача и давать медикаменты – это уже второй вопрос. Проконсультироваться нужно, в первую очередь, чтобы понять, справедливы ли ваши опасения относительно наличия синдрома гиперактивности.

Дело в том, что повышенная активность – это высокий уровень нейродинамики. В этом случае нервная система ребёнка очень крепкая, у него достаточно энергии для длинного дня, он может выполнять множество видов деятельности и уставать гораздо меньше, чем, к примеру, астеник. Активный ребёнок – это хорошая норма (также, как и пассивный, всё дело просто в изначальной силе нервной системы). Но активный ребёнок к 7-ми годам уже может не отвлекаться, контролировать своё поведение и следовать указаниям взрослых.

То, что называют СДВГ, – это сочетание слишком высокого количества энергии и недостаточного развития префронтальной коры головного мозга (отвечающей за самоконтроль). И это состояние уже нуждается в коррекции.

Потому что при гиперреактивности, по сути, совершенно бессмысленно говорить ребёнку, чтобы он «держал себя в руках». Он, действительно, всё понимает. Такие особенности никак не сказываются на интеллектуальном развитии. Но, к сожалению, у него физически нет возможности следовать вашему наставлению. Его мозг недостаточно зрел, чтобы держать крепкий контроль. И поэтому поведение очень быстро уплывает от намеченного плана.

СДВГ – это не только желание постоянно двигаться, чтобы сбросить энергию. Это ещё и дефицит внимания (как раз из-за слабости префронтальной коры). Ребёнку сложно долго концентрироваться на одной и той же деятельности. На это уходит дикое количество сил, он устаёт. И единственный для него шанс взбодриться и привести себя в нормальное состояние – это снова начать активничать. Поэтому мы так часто видим ребёнка, который не может усидеть на месте, которому надо срочно двигаться и что-то делать. Который ни с того ни сего встаёт и ходит по классу, бегает как сумасшедший на переменах.

Это поведение – одновременно и способ сбросить напряжение, и единственная возможность хоть немного вернуть себе хорошее самочувствие.

Для самого ребёнка вся эта ситуация очень мучительна. Потому что его действия регулируются не осознанным контролем, а желанием привести себя в нормальное, комфортное состояние. Так как слишком часто он вылетает из этого комфорта.

Поэтому так важно обратиться к доктору и понять чуть лучше особенности вашего ребёнка. Я не могу ничего сказать по поводу медикаментов и их необходимости, потому что это – прерогатива врачей. Однако если у ребёнка есть нарушения в работе организма, лекарства направлены на то, чтобы их убрать: скорректировать именно физиологическую составляющую. При СДВГ она всегда есть.

Могу рекомендовать вам обратить внимание на 2 стороны проблемы: избыточное возбуждение и дефицит самоконтроля.

Чтобы немного сгладить первую сторону, чаще играйте в спокойные игры, устраивайте релаксационные мероприятия: массажи, поглаживания. При этом важно давать и место для выхода накопившейся энергии. К примеру, несколько раз в день в определённое время можно орать и бесится, как душе угодно. А в остальное время нужно стараться держаться и ждать (однако, как я уже писала, для ребёнка с СДВГ это очень сложное задание).

С другой стороны, обратите внимание на тренировки самоконтроля. Он корректируется в любых играх, где нужно останавливать себя усилием воли. Хорошо работают раскраски (потому что подчинены тому же принципу – остановить руку до того, как она перейдёт черту), но часто дети с дефицитом внимания их очень не любят.

Для развития навыков планирования хорошо помогают наглядные инструкции: картинки с распорядком дня, с последовательностью еды и одежды.

Один из эффективных способов работы с нарушениями в развитии нервной системы у детей (речь идёт не только об очевидных отставаниях и недоразвитии, но и о дефицитах, как при СДВГ) – нейропсихологическая коррекция. Ею занимаются нейропсихологи, они не выписывают лекарства но, если вы найдёте хорошего, он обязательно спросит заключение врача. Потому что это основа для построения стратегии работы именно в вашем случае (каждый ребёнок и каждая ситуация индивидуальны).

Из практики могу с уверенностью сказать, что занятия с грамотным специалистом позволяют добиться очень существенных изменений. И сделают не только вашу жизнь проще, но и помогут самому ребёнку чувствовать себя лучше. Помните, что любая проблема вызывает в психике детей напряжение. И её решение направлено именно на то, чтобы сделать жизнь ребёнка спокойнее и гораздо качественнее. Ориентируйтесь на это.

Еще по теме: 0

7 Отвтетов к “Гиперактивный ребенок”

  1. Огромное спасибо специалистам за данные рекомендации. Многие родители ведь не идут к врачу, а пытаются сами исправить отклонения в ребёнке. А на самом деле, только взаимодействие родителей и специалистов может привести к хорошим результатам.

  2. Благодарю специалистов! Сходили после вашей консультации к неврологу, оказывается у нашего ребёнка не гиперактивность. Это мы понакрутили себя, начитавшись в интернете об этом. Спасибо огромное, делаете хорошее дело!!!

  3. Спасибо за то, что уделили время и оказали консультацию по данному вопросу! Обязательно воспользуемся вашим советом.

  4. Очень рада, что сегодня получила ответы на вопросы по данной теме. Специалисты отзывчивые, доброжелательные. Спасибо им за рекомендации!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.