Дочь сложно переживает расставания с мамой

Добрый день. Моей дочери 6 лет. Адаптация в детском саду была для нас тяжелой, очень долго привыкала, не могла расстаться по утрам. Я и сама себе места не находила, но благодаря хорошей воспитательнице и нянечке, у нас все сложилось. Я очень сильно за нее переживала, тревожилась, но с выходом на работу я погрузилась в другие вопросы, проблемы. В сад ребенок стал ходить хорошо, трудности, правда, возникали после длительной болезни или отпуска, в раздевалке плакала, когда расставались, но быстро успокаивался. С июля 2020 г. я записала ее в школу искусств, где она занималась в подготовительном кружке: музыка, танцы, рисование.  Когда мы пришли на первое пробное занятие, дочь начала тревожиться, беспокоиться, на глазах слезы и спросила: «Ты со мной будешь?». Я ответила, что это пробное занятие, да, я буду с тобой. Когда мы пришли в следующий раз, родителей попросили выйти. Ребенок в слезы: «Мама, побудь со мной». Я думала, пару занятий и привыкнет, нет, теперь она требует каждый раз с ней сидеть. Тогда она занимается. Я просто сижу в уголке, она периодически проверяет, на месте ли я. Я в полной растерянности. Не знаю, что делать, нервничаю и переживаю каждый день. Августина.

Ответ специалиста

 Здравствуйте. На то, как ребёнок адаптируется к новому месту, будь то детский сад, кружок или школа, влияет множество факторов: 1. Возраст и состояние здоровья. Самый очевидный пункт. Если ребёнок слишком маленький или физически плохо себя чувствует, ему будет сложнее отходить от мамы и попадать в новую среду. 2. Безопасная обстановка в учреждении. На это влияет и то, как вы изначально обсуждали с ребёнком детский сад, и поддержка и опора в виде воспитателей, нянечек, учителей, и то, насколько легко ребёнок может сходиться с другими детками. 3. Личностные характеристики ребёнка. Не секрет, все люди разные. Есть более чувствительные малыши, есть менее. Это зависит от сензитивности нервной системы – характеристики, которая закладывается физиологически.

Этот фактор довольно сложно изменить, особенно в раннем возрасте. Но если вы знаете, что ваш мальчик более внимательный, восприимчивый, чуткий, то на это можно опираться, выбирая систему воспитания и подход к нему.

4. Качество привязанности между мамой и ребёнком.

5. Внутренняя готовность мамы отпустить малыша.

Эти пункты являются не такими очевидными, но именно от них зависит, насколько легко ребёнок сможет приспособиться к месту, где вас не будет рядом.

У неготовности мамы отпускать ребёнка могут быть разные причины. Например, неуверенность в малыше, собственная повышенная тревожность, свои травмирующие детские истории (например, как её саму силой и довольно жёстко приучали к дошкольному учреждению), страх или нежелание возвращаться в свою «взрослую жизнь». Всё это не говорит о родительской вине. Это лишь факторы, которые могут усложнить процесс адаптации ребёнка. И если мама видит, что внутри неё происходят сложные процессы, и ищет инструменты, чтобы с ними разобраться и совладать, это положительно сказывается на родительстве и отношениях в семье. Как мамина тревога может влиять? Когда мы переживаем за ребёнка, за то, справиться ли он без нас, всё ли будет хорошо, всё ли у него получится, у нас растёт тревожность, а выражается она в напряжении. Ребёнок эволюционно настроен на то, чтобы «считывать» состояние мамы. Это нужно с точки зрения выживания: он ориентируется на взрослых, чтобы понять, насколько безопасна среда и насколько он сам маме нравится, насколько с ним всё хорошо. Если ребёнок «замечает», что мама слишком напряжена, инстинктивно он делает вывод: либо среда небезопасна (не будет же мама просто так нервничать), либо я не справлюсь, либо со мной что-то не так (до определённого возраста всем детям кажется, что, если мама чувствует себя плохо, то дело в них, это ещё одна особенность работы психики на ранних этапах). Как итог, ребёнок сам начинает напрягаться, закрываться. Она всеми руками и ногами липнет к маме, потому что ему страшно, неспокойно, тревожно. И процесс адаптации усложняется и затягивается. Привязанность – это качество отношений между близкими людьми. Формирование надёжной привязанности обеспечивает ребёнку надёжную опору для роста, взросления и всей его жизни.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *