Детская брезгливость

Как бороться с детской брезгливостью?

Ответ специалиста

Чрезмерная брезгливость может являться симптомом невроза навязчивых состояний. В этой ситуации необходимо обратиться к специалисту (невропатологу, психотерапевту; не помешают и систематические консультации с психологом), чтобы избавиться от самого этого невроза. Впрочем, любой невроз и даже психоз (как считают современные психиатры) является гипертрофией нормальных человеческих качеств, необходимых в повседневной жизни. Так и брезгливость, которая, кстати, наряду со многим, отличает человека от животного, — основа нашего выживания в мире. Средний возраст неандертальцев составлял 19-21 год, не найдено ни одно из них, кто бы прожил до 40 лет. Установлено, что основной причиной их смерти являлся голод и эпидемии. Такие  явления, как некрофилия и людоедство, едва ли были бы возможны, если бы человек не утрачивал брезгливости. Немецкий психиатр Г. Брах отмечает, что во время Первой мировой войны в деревнях наблюдалась вспышка каннибализма – из-за голода и общего снижения ценности человеческой жизни. В результате у крестьян пропала брезгливость перед поеданием человеческой плоти. То же происходило и в 30-е гг., когда страшный голод охватил ряд территорий советской страны. 

Но источники брезгливости, даже гипертрофированной, было бы неверно усматривать только в сфере патологии. Источник брезгливости – детский страх, страх перед необычным и потому несущем возможную угрозу. А для того, чтобы отделить обычное от необычного нужен опыт, прежде всего – эмоциональный. Полутро-двухгодовалый малыш очень часто хватает руками, а то и тащит в рот, который для него – особый «орган познания», все, что под ними находится. Оно еще не способен понять смысла оценок и призывов взрослых: «Фу! Бяка! Брось эту гадость!», хотя и следует им. Именно отношение   близких взрослых к вещам влияет у ребенка на возникновение чувства брезгливости. Оно формируется позже, ближе к 4-5 годам, когда малыш уже более или менее осмысленно ориентируется на это отношение. Ребенка пугают не сами по себе пауки, жуки или мыши, а именно тревожные предупреждения и запреты мамы или бабушки. Представим себе, что и сама мама панически боится мышей, и получим завершенную картину возникновения страха и порожденного им чувства брезгливости.

Вместе с тем, преодоление излишней брезгливости означает победу над собственными страхами. Это необходимо для того, чтобы ребенок развивался нормально и чувствовал себя гармонично в этом мире. Сказанное не значит, что он не должен брезговать «куском с пола». Но он не должен бояться взять в руки лягушку или червяка, тем более, вынести мусорное ведро. Правда, не забыв после этого помыть руки.

Как Вы думаете, представители какой профессии наименее брезгливы? Вовсе не мусорщики, а микробиологи и медики, и среди последних – инфекционисты и патологоанатомы. Почему? Да потому, что они хорошо представляют себе границу опасности, которую несут в себе ее источники. По статистике, именно врачи-инфекционисты в наименьшей степени подвержены инфекциям, хотя имеют с ними дело ежедневно.

Отсюда – вывод: ребенок должен быть адекватно информирован об объекте, который вызывает у него брезгливость. Призыва: «Не бойся, это не страшно!» здесь недостаточно. В доступной форме нужно рассказать малышу, кто такие микробы, и где они живут, откуда берется слизь у жабы, что делает в земле червяк (не забыв упомянуть о той пользе, которую он приносит), зачем паук плетет свою паутину (по возможности, обратив внимание на то, как красиво выглядят паутинки, летящие по воздуху в солнечный сентябрьский день) и т.д. Кроме того, это ведь еще и интересно! Однако все эти рассказы обязательно должны дополняться тем, что раньше называли «санитарно-гигиеническим просвещением» — информацией о реальных источниках угроз для жизни, здоровья и самочувствия. Но при этом ни в коем случае нельзя вселять в ребенка панику.

Хороший способ побороть чрезмерную брезгливость – завести домашнее животное и передать ребенку часть функций по уходу за ним.  Привязанность и любовь к своему питомцу – чувства намного более сильные, чем брезгливость.

И, наконец, — хорошо известное: труд по дому. Если уж приучать ребенка не брезговать «грязной работой», — а ее рано или поздно ему придется выполнять в жизни, — лучше начинать это делать в родных домашних стенах. Не говоря о том, что это возымеет еще и воспитательный эффект. Неплохо привлечь внимание ребенка к некоторым «несоответствиям». Например, Вы говорите ему: «Ты брезгуешь лягушками, но почему у тебя не вызывают брезгливости разбросанные в комнате вещи или грязные ботинки?». Таким образом Вы даете ему возможность самому подумать над тем, что должно вызывать брезгливость, где она уместна, а где – нет.

Попробуйте для начала следовать этим простым рекомендациям, и тогда, вполне возможно, Вам не придется обращаться за дополнительной помощью к специалистам.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *