Речевые нарушения

Добрый день, у меня такой вопрос. Как предотвратить речевые нарушения у ребенка или как не потерять время, если нет возможности в данный момент, во время самоизоляции, заниматься с логопедом?

Ответ специалиста

Известно, что при произнесении звуков органы артикуляции принимают специальное положение, свойственное определенном звуку. Неправильное расположение органов речевого аппарата приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Нередко случается, что только от ежедневного и правильного выполнения гимнастики (в течение 3 — 6 месяцев) у детей (4-5 лет) сами появляются отсутствовавшие в речи звуки, улучшается дикция. Если звук так и не появился у вашего малыша, то будьте уверены, вы не потеряли, зря время, обратитесь к специалисту, который знает все нюансы речевых нарушений, и, благодаря вашей работе, специалист быстро введет звук в речь ребенка.  

Существует несколько комплексов артикуляционных упражнений. Первый комплекс предназначен для развития органов артикуляции, участвующих в формировании свистящих звуков (с, з, ц). Второй направлен на развитие мышц речевых органов для постановки шипящих звуков (ш, ж, щ, ч). Третий предназначен для подготовки органов артикуляции к постановке звуков (л), (р).                       

Чем еще можно помочь ребенку с речевыми нарушениями? Мы не задумываемся об этом, но основой нашей речи является дыхание. От правильности дыхания зависят чистота и красота голоса, четкое произнесение звуков.

Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, при этом воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую (приводит в колебание голосовые складки) и артикуляционную (помогает органам речи занимать нужное положение) функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Вне речи длительность вдоха и выдоха примерно одинакова. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, а для этого необходим большой запас воздуха. Вдох при речи становится более коротким и глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи происходит при активном участии выдыхательных мышц, что обеспечивает наибольшую глубину и длительность выдоха, без чего невозможна звучная речь.

Нельзя недооценивать роль дыхания, потому что практически у всех детей с речевой патологией оно имеет свои особенности: поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, объем легких ниже нормы. Все это отражается в речи детей такими проявлениями, как: тихий, затухающий к концу фразы голос, осиплость голоса, невозможность модулирования голоса (изменять голос по интонации, громкости), «захлебывание» собственной речью, нечеткость артикуляции и смазанная речь.

Поэтому дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать дыхание.

Работа ведется по трем направлениям:

  • развитие или постановка диафрагмально-реберного типа дыхания. Самый оптимальный тип дыхания, при котором происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция легких. Кроме того, оно является наиболее глубоким и сильным.
  • формирования длительного ротового выдоха.
  • формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.

Теперь поговорим о пользе упражнений для развития мелкой моторики. Ученым давно известна прямая связь между развитием тонкой моторики рук  и речью ребенка. Исследования показали, что у детей с развитой пальчиковой моторикой не было серьезных речевых нарушений, и наоборот, дети с слабо развитой моторикой рук имели серьезные проблемы с речью. Это объясняется непосредственной близостью в коре головного мозга зон отвечающих за движение органов речи и пальцев рук. Следовательно, при стимуляции (с помощью игр и упражнений) зоны, отвечающей за моторику рук, нервные импульсы начинают распространяться и на ближайшие зоны коры головного мозга, а именно в речевую, вовлекая её в работу. Поэтому необходимы ранние занятия с ребенком по развитию мелкой моторики (начиная с рождения).  

Сегодня можно найти много разной литературы по данной теме, поэтому подобрать для ребенка игры, стишки, упражнения и задания для развития мелкой моторики не составит труда для родителей.

Также хочется сказать, что большое значение для развития правильной хорошо поставленной речи имеет произношение окружающих. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Ещё в младенческом возрасте ребенок совершает разнообразные движения языком, губами, издавая при этом фонетически неопределенные звуки. Малыш прислушивается к этим звукам, вновь старается произнести их и, таким образом, бессознательно тренирует свой речевой аппарат. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее происходит этот процесс. Ребенок старается воспроизводить разнообразные звуки, которые он слышит от окружающих. Для этого он внимательно всматривается в лица окружающих говорящих с ним людей, вслушивается в их речь, старается копировать звуки, слоги, затем слова, разную интонацию. Поэтому взрослые должны говорить правильно, четко выговаривая все слова.

Как проводить гимнастику Вы сможете посмотреть видеоконсультацию

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *