Развитие связной повествовательной речи

Здравствуйте. Сыну 5 лет. Как развивать связную повествовательную речь детей старшего дошкольного возраста? Захар

Ответ специалиста

Здравствуйте, Захар. Основные виды связной речи — рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Самостоятельный рассказ — высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ — из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с малышом все этапы развития связной речи.

   Поговорите с ребёнком по поводу прочитанных ему книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивайте ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, выказывать свое отношение к персонажам. Добивайтесь понимания, прочитанного вами текста, а иначе, зачем вы читаете его ребенку? Главная опора при пересказе — на память и понимание, поэтому убедитесь, что ребёнок понял текст. Для этого уточните значение слов и выражений, которые могут быть непонятны, затем задайте вопросы по тексту. Очень конкретные вопросы задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту.   Главное, чтобы ребенок смог связать отдельные части текста и не нарушил при пересказе последовательность событий. Прочитав текст, спросите ребенка, о чем или о ком в нем говорится, какие события происходили, понравился ли рассказ и его главные герои. Если текст небольшой по объему, попросите малыша рассказать его кукле или мишке, своим близким: «Мишка спал, пока я читала тебе сказку. Можно пробовать читать тексты большого объема, которые не прочтешь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастет в семейную традицию чтения по вечерам.     Чтобы приучить ребенка к слушанию книг, не стоит развивать пагубную привычку бесконтрольного просмотра телепередач.

   Сказку можно разыграть с ребёнком, предоставив ему возможность выбрать себе роль. Некоторые дети играют за всех персонажей, изображают сказку, а не просто пересказывают ее. Заинтересовать ребенка можно с помощью кукольного театра. Куклами могут быть и обычные игрушки.

Пересказывать можно не только прозаический, но и стихотворный текст. Лучше всего подходят для этого стихи-небылицы. Ребёнку нужно восстановить правильные действия, и новый текст приходится передавать прозой.

   Вечером, идя, домой из детского сада, поговорите о том, как прошел день, с кем играл, что нового узнал на занятиях, какую книгу читала воспитательница. Если постоянно побуждать ребенка к рассказыванию о прожитом дне, это станет потребностью – поделиться впечатлениями о пережитом.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *