Логопед и врачи…

Каково соотношение работы логопеда и нейропсихолога?

Ответ специалиста

Я бы еще добавила в этот список врача-невропатолога. Причина речевых нарушений часто, хотя и не всегда, кроется в неврологии. Например, ребёнок лет шести хочет сказать «мышеловка», а получается то ли «мышевошка», то ли «мыфэвофка». Все почему-то веселятся, а он не понимает, что опять не так. Вот это, вероятно, оно и есть — нарушение иннервации мышц, ответственных за артикуляцию. А если у тебя каша во рту, ты и чужую речь не очень отчетливо воспринимаешь — эти вещи чётко связаны меж собой. Если, скажем, ребёнок не различает на слух В и Л, он говорит вампа — без всякой задней мысли. А вокруг все снова: «Ах! Ох! А ну, скажи правильно!» А он не может сказать правильно, для этого нужно развить фонематический слух и натренировать язык. В логопедической терминологии такое нарушение называется фонетико-фонематическим недоразвитием. Если не преодолеть его вовремя, речь сама не наладится, а в школе к тому же появятся ошибки на письме.

Бывает, что дикция сама по себе превосходная, но ребёнок упрямо говорит «мой куртка», с трудом запоминает слова или то и дело их переиначивает. Никак не может запомнить, что подружку зовут Лариса, а не Ралиса. Причина такого недоразвития речи может крыться в недоразвитии речевых центров в мозгу. Их стимулирование — проблема в основном медицинская, но также это работа для нейропсихолога и логопеда, которые ищут обходные пути. Например, то, что не усваивается на слух, можно дополнить зрительными образами, специальными логоритмическими упражнениями и пр. Я как логопед учу таких детей слушать и слышать, понимать речь, описывать, пересказывать, отвечать на вопросы и пр.

Речевые нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития. В отличие от умственной отсталости, она чаще всего преодолима, но это тоже требует совместных усилий невролога, нейропсихолога и логопеда.

Так же сообща работают специалисты, если речь нарушилась в результате инсульта или травмы головы.

Усилия логопеды сосредоточены в основном на речи как таковой. Речь невозможна без нормальной работы мозга. Она страдает, если подавлены или неразвиты психические функции: внимание, память (особенно речеслуховая память) и пр. Логопед работает и над ними, применяя специальные методики. Но в гораздо большей степени это относится к работе нейропсихолога. Если, конечно, он есть.

А невропатолог и нейрохирург лечат органическое поражение — главную причину речевого нарушения.

Бывает, что нормальной речи мешают проблемы голосового или артикуляционного аппарата. Например, в нёбе расщелина, она делает голос гнусавым, дикция тоже страдает. Это ринолалия, её причины устраняет челюстно-лицевой хирург. А логопед помогает как можно скорее привести речевой аппарат в рабочее состояние после операции.

Вариантов речевых нарушений множество. Независимо от причины, их нельзя преодолеть отрывочными занятиями. Они требует многогранной, комплексной работы.

Еще по теме: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *